Палка для дирижера. Почему Валерий Гергиев оказался своим среди чужих

О «болезненных диссонансах» знаменитого маэстро

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

"Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать",— восклицал испытывающий постоянную нужду в деньгах Пушкин. К сожалению, поэт не оставил в назидание потомкам инструкцию по продаже, точнее, не объяснил, где находится та тонкая грань, которая отделяет продажу рукописи от продажи вдохновения.

Вот деятели российской культуры постоянно и спотыкаются. Например, режиссер Никита Михалков так увлекся процессом продажи, что с молотка ушли и вдохновение, и талант. Правда, у него случай особый — тяжелая наследственность.

Впрочем, речь пойдет не о нем, а о другом не менее известном продавце-артисте — о маэстро Гергиеве.

Взаимоотношения художника и власти всегда сложные. Конечно, при условии, что художник — Художник. Николай I после гибели Пушкина оплатил его долги (по разным источникам, от 60 тыс. до 120 тыс. золотых рублей) и позаботился о семье. А при жизни они общались, мягко говоря, не очень.

Людвиг Ван Бетховен посвятил свою третью симфонию (известную сейчас под названием "Героическая") Наполеону, однако после его коронации и провозглашения самого себя императором убрал посвящение из партитуры.

У Валерия Гергиева с властью все хорошо. Он был в авангарде тех, кто поддержал российскую экспансию в Крыму и на юго-востоке Украины. Он дирижировал на развалинах Пальмиры. Власть в долгу не осталась — звезда Героя труда в 2013-м, премия правительства РФ в 2015-м, третья Государственная премия в 2016-м. А еще 22 млрд рублей, потраченных Гергиевым на строительство концертного зала Мариинского театра вместо предусмотренных сметой 11 млрд.

"Помните, как в "Драконе" Евгения Шварца: "Меня так учили!" — "Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?"

Наверное, жить в современной России, быть деятелем культуры и заниматься любимым делом, полностью дистанцировавшись от власти, невозможно. Но ведь всемирно известному кинорежиссеру Александру Сокурову, ходящему с маэстро по одним и тем же берегам Невы, как-то удается.

Помните, как в "Драконе" Евгения Шварца: "Меня так учили!" — "Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?"

Поэтому и собирается группа энтузиастов у памятника свободолюбивому Бетховену в Бонне с требованием провести знаменитый фестиваль без "путинских друзей".

Отмечу, Бетховеновский фестиваль академической музыки регулярно проводится с 1999 года и считается одним из крупнейших событий в музыкальной жизни Европы. Украшением фестиваля является участие в нем таких выдающихся музыкантов, как Альфред Брендель, Курт Мазур, Лорин Маазель, Зубин Мета, Гидон Кремер, Марек Яновский, Инго Метцмахер, Андраш Шифф и многие другие. Достоин ли Гергиев пополнить этот уважаемый ряд?

Немцы в 2015 году уже пытались не допустить последнего возглавить Мюнхенский филармонический оркестр. И только публикация открытого покаянно-объяснительного письма к баварцам позволила найти консенсус — не надо смешивать искусство и политику. Не надо, маэстро! Не надо! И медаль "За освобождение Пальмиры" тоже получать не стоило, носить заставят!

Выдающийся австрийский дирижер Герберт фон Караян был членом нацистской партии и любимцем Геббельса. Несмотря на то, что он после войны успешно прошел процедуру денацификации, знаменитые скрипачи Исаак Штерн и Ицхак Перлман отказывались с ним "играть на одном гектаре".

Заключительный аккорд в нашей пьеске звучит минорно. Из письма Гергиева: "…проблемы реальной политики могут вносить и часто неожиданно вносят болезненные диссонансы в нашу совместную культурную работу, в наше сотрудничество".

То, что маэстро называет "болезненными диссонансами", министр иностранных дел Великобритании Филип Хэммонд считает (речь идет о выступлении Гергиева в Пальмире) "безвкусной попыткой отвлечь внимание от продолжающихся страданий миллионов сирийцев". А англичане хорошо разбираются в вопросах чести. Надеюсь, немцы тоже…