Дауншифтинг наоборот. Не думай о фрилансе свысока

О «синдроме талантливой племянницы» и других аспектах карьерного роста

Фото: Елена Розвадовская
Фото: Елена Розвадовская

Фрилансер, по мнению многих, это этакий интроверт в полосатой тельняшке, с пирсингом в носу, тоннелями в ушах. Сидит в полулотосе с ноутбуком на коленке, в наушниках жужжит какой-то психодел, банки кофе уходят одна за другой, три ночи не спамши — скоро дедлайн.

И как с этим жить, работать?

Отвечаю: я пошла преподавать. Среди моих друзей и знакомых, всех без исключения, эта новость произвела WOW-эффект.
— Преподавать?! Так это же круто! Я тебя поздравляю!
— Что круто? У меня полставки от минималки. У меня доход понизился как минимум раз в 5, а то и в 7.
— Ну и что? Зато это официальное трудоустройство!
— Я все равно не успею отработать стаж, положенный для пенсии.
— Так зато теперь ты сможешь оформить субсидию!
— Лучше платить коммуналку без субсидии с нормальным доходом, чем получать 1600 грн, и с них еще хоть что-то платить.
— (задумчивая пауза) Ну и зачем же ты туда пошла?
— Да как-то засиделась я на фрилансе, по людям соскучилась. Хочется сменить формат деловых отношений. На фрилансе круг общения один — бизнесмены.
— Бизнесмены … (и глаза в потолок).
— Да. И ты у них все время как будто на экзамене. Ты все время что-то должен: сроки, нереальные требования, твои слова все время ставят под сомнение, а тут ты прав потому, что ты преподаватель. Теперь я официально Марина Васильевна, и это хорошо. Я как будто вышла из-под прицела всевидящего ока дедлайна.
— Ну вот видишь!

Вижу, и совсем не против такого уважительного отношения к преподавателю. Я против клише, делающего профессию менее уважаемой чем другие. Принято считать, что фрилансер — это такой чудак, который не ужился с коллективом в офисе или временно безработный, перебивающийся мелкими заказами за еду.

Парадокс заключается в том, что, по устоявшемуся мнению, переход с фриланса в преподавание выглядит значительным карьерным ростом. Но с финансовой точки зрения это именно дауншифтинг. Мы получаем феномен "дауншифтинга наоборот".

За 6 лет моего пребывания на этой ниве отношение к фрилансеру не изменилось. Изменилась моя жизнь: я позволила себе ремонт, недешевое хобби (скульптура), больше свободного времени, больше общения с ребенком, спать сколько захочу, качественный отдых — все то, чего не могла позволить себе, когда ходила на работу. Это были успешные 6 лет, но цена… Я больше не могу философски относиться к этой фразе:

— Мы с вами раньше никогда не работали. Давайте вы сделаете нам визитки с логотипом, а если нам понравится, то мы у вас сайт закажем.
— Но вы же видели мое портфолио.
— А вдруг оно не ваше?

Помню, как на заре своей дизайнерской карьеры меня аж подстегивали такие моменты. Я думала: "Да, конечно, я вас сейчас удивлю и вы сами поймете, насколько зря вы во мне сомневались". Сейчас слышать такое просто обидно. Проходит время, и хочется получить бонусы за накопленный опыт, подтверждение своего статуса хотя бы в виде уважения. Это хорошо, что у медиков и преподавателей рабочий стаж для получения пенсии меньше, чем у других профессий. Кто-то понял, что из-за нервной работы организм изнашивается и ему положена компенсация в виде отдыха.

Уверена: если бы кто-то исследовал профессию дизайнера-фрилансера, его рабочий стаж был бы определен в 10 лет + научная пенсия без всяких диссертаций, потому что каждый проект — это защита кандидатской. Но люди упорно не видят, не хотят знать очевидных вещей.

И вот когда нашим детям приходит время поступать в вузы, мы окидываем взглядом денежные профессии и понимаем, что никто не учит быть аквизором, байером, спичрайтером, продюсером, девелопером и дилером. Мало того, считается, что в эти профессии идут "пройдохи-однодневки, у которых на уме только бы урвать", а уважаемые профессии "урвать" не хотят, они всего себя хотят положить на алтарь служения людям как, например, учитель.

Да, современные профессии в большинстве своем связаны с юриспруденцией и продажами, но экономического образования для них недостаточно, везде присутствует своя специфика. Продавать дома — это одно, продавать ценные бумаги — другое. Продавать курсы и тренинги — третье.

Разумеется, чтобы устроиться на такую престижную работу, необходим опыт. Уже смешно. Где ж его взять, если нет даже образования, но рынок требует, и тут вступает в силу "синдром талантливой племянницы", когда на работу берут просто хорошего человека, который хотя бы не украдет. Руководители фирм уже поняли: для того чтобы получить хорошего специалиста, его нужно обучить, у них это получается, и оказывается, что для приобретения новой профессии совсем необязательно сидеть пять лет в институте.

Дети чувствуют все это, как будто спинным мозгом, и не хотят учиться. Когда мы учились (1984–1991), быть отличником считалось нормальным, быть троечником — позором, а двоечники расценивались как аномалия, проблема учителя и школы. Это были отпетые хулиганы и трудные дети. В классе моего ребенка (выпуск 2017-го) было трое или четверо двоечникова (оценки 3–4), большая часть класса троечники (оценки 4–6), несколько хорошистов (оценки 7–9) и ОДНА отличница. Она призналась, что дома только спит и ест, все остальное время проводит в школе и у репетиторов.

...И продолжаются эксперименты с независимым тестированием. То его назначают в 11-м классе, то в 9-м. ЗНО напишут не все, и пойдут дети в те институты, в которые попадут: на инженера, физика, математика, кто-то — в педагогический. Пока будут учиться, начнут подрабатывать баристами и сейлзменами, а потом пойдут устраиваться на работу промоутерами, копирайтерами и имиджмейкерами.

Новые профессии появляются каждый день. Система образования не может подстроиться под них в мгновение ока, но пока она будет меняться, такой "дауншифтинг наоборот" станет если не системой, то правилом хорошего тона. И не нужно этого пугаться.