Украинские девушки. Айран и туман в Кавказских горах

О сале, мишке, обмене обуви на супчики и многом другом ради чего стоит жить

Фото: Алена Ларионова
Фото: Алена Ларионова
Related video

В любых групповых путешествиях барышень всегда больше. Так уж сложилось. Нас, мужиков, в том абхазском походе, на Западном Кавказе, было трое. И семь девушек. Чтобы не тащить на себе кучу еды, мы на часть маршрута вначале занесли продукты — сделали так называемую заброску.

Я впервые шел руководителем похода и выяснил у великих туристических "гуру", как это лучше сделать. Гуру сказали: "Обязательно надо поглубже закопать, сильнее присыпать и полить вокруг бензином. Если в том районе водятся медведи, они поймут, что пахнет человеком, и не полезут". Так я и сделал.

Прошли мы полдороги, перевальчик, спустились, подходим к месту, где наша еда закопана, присыпана и обильно полита бензином и видим, что ее остатки тонким слоем разбросаны по округе. Оказалось, что это таки мишка. Первой мыслью было, что он сбежал из зоопарка, раз к людям привычный. Но от этой мысли пришлось отказаться по понятным причинам. Просто медведь оказался продвинутым. Банки со сгущенкой и тушенкой он просто разорвал, а их содержимое съел. И только одна банка уцелела — с лимоном, перетертым сахаром.

Мы решили поиграть в знатоков и в течение минуты пытались найти ответ на вопрос: "Как мишка определял, где что лежит?". Оказывается, этот чертяка поступал просто: своим когтем протыкал банку, облизывал его — и если это мясо или сладенькое, он банку раскурочивал, если кислое — тупо выбрасывал. Вместе со тушенкой и сгущенкой он "подмел" и сухарики, сахарок и все такое.

А мы-то рассчитываем на эти продукты! Нам еще идти и идти! Единственное, до чего мишка не добрался, так это до залежей сала. Оно у нас было спрятано между камнями так глубоко, что он не смог засунуть туда лапу. Итак, диспозиция следующая: на оставшуюся часть похода остается очень много сала и горсточка гречки, которую мы буквально по крупинкам собирали по округе. Альтернатива дальнейших действий проста: либо тащиться в Архыз (а это в одну сторону 25 км, то есть два ходовых дня, к тому же в то время в сельских магазинах кроме зеленого горошка ничего не было), либо двигаться дальше, надеясь на авось и то, что добудем в бою с природой.

Группа решила затянуть пояса и двигаться по маршруту как можно быстрее, что мы и сделали. Я не знаю, ели ли вы когда-нибудь сало просто так, без ничего. Больше всего в этой связи мне было жаль барышень. По-настоящему жаль. Но в конце концов мы выбрались к людям, к источнику который назывался Черная вода. И тут остановились в надежде хоть у кого-то на что-то поменять наше сало. И встретили группу. Она оказалась из… Киева. И наше сало им, понятно, не очень нужно. И тут земляки говорят: "О, а вы же поход заканчиваете? А ботиночки у вас есть 42 размера? А кроссовочки 38-го? А может, одолжите?". Мы почувствовали себя продавцами в обувном магазине. Торг был уместен как никогда.

Девушки после сала готовы были с себя снять не только обувь. И мы поменяли ее на пакеты сухих супчиков. Все были счастливы

Теперь небольшое нелирическое отступление для тех, кто собирается идти в походы. Почему они пошли в сложный поход, имея проблемы с обувью? Оказалось, что хотя они были великими профессионалами, но наступили на ту же граблю, на которую наступают большинство начинающих туристов. Согласно канонам, переправа через любую горную реку возможна только в обуви. Причем не в шлепках, а в нормальных ботинках с хорошей подошвой. Для чего? Потому что вода холодная, камни острые, скользкие и можно легко навернуться. Это с одной стороны. А с другой — мочить ботинки всей группы (а они тогда были кожаные и сохли долго), понятное дело, им не хотелось. И они занялись тем, что, перебравшись по одному через речку, мокрые ботинки руководителя группы перебрасывали на другой берег. Естественно, в какой-то момент один ботинок долетел, а второй нет и уплыл в бурном потоке. Но и на этом дело не закончилось. Гуру подумали, что это случайность и она к ним не относится. Увы. После переправы первой девушки, они начали перебрасывать ее кроссовки. Один из них тоже утонул…

Так, благодаря их обуви и нашим супчикам мы и дотянули до цивилизации. Хотя, как дотянули…

Реально по этим всем буеракам добраться до Сухуми, где можно было отдохнуть на море, отмыться и отъестся, нужно было на машине. Нашли ее, договорились с водителем, он сказал, что вечереет и поедем завтра. Еще одна полуголодная ночь! Мы вздохнули, но делать было нечего. Нашли домик и расположились. И тут же нарисовались грузины (они всегда откуда-то появляются) и говорят: "Вай, девочки, не хотите ли покататься на лошадках?". Девочки: О, лошадки! Это круто. Хотим, хотим!". Я отвел их в сторону и объяснил, какие риски заложены в эти самые лошадки. Пятеро барышень согласились остаться, а две решили скакать и обещали привезти еды…

Смеркалось. А барышень все нет. Я метнулся по окрестностям. Мне одинокий пастух сообщил, что поехали твои девушки с нашими джигитами в дальний домик в горах за молоком и сыром. "Не переживай, — сказал он мне, — они вернутся". Спустился туман, густой — какой бывает только в горах, видимость метра три. Говорю: а как же они дорогу назад отыщут, а пастух в ответ мудро: "Лошади сами дорогу найдут".

Через час мы услышали пофыркивание, а потом сильный грохот. Оказалось, что наш завхоз-барышня, которая ездила за едой, так открыла калитку. В другую сторону. Серьезный у нас был завхоз, надо сказать. Мы весело побежали встречать добытчиц. И они несли ведро айрана, почему-то несколько яблочек, а местные джигиты тащили с собой флягу с чачей (замечательной, отмечу, она там разная бывает). Мы уже практически сели с ложками вокруг этого ведра, как вдруг один из парней случайно ударом ноги переворачивает его! Все крякнули. Я, мягко говоря, пожурил этого горного орла. Но делать было нечего (как и есть), и мы пошли спать. А местные парни с горя (они и правда очень расстроились) выпили свою замечательную чачу и уехали в горный туман на своих пофыркивающих лошадях.

Утром приехала машина, мы в нее прогрузились, проехали несколько километров и у нее… отпал кардан. После мишки, сала, обмена обуви на супчики и ведра с айраном ко всему происходящему мы уже относились философски. Часа через три приехала другая машина, и мы благополучно добрались до Сухуми. Поставили лагерь и решили выйти "в город".

О, это была потрясающая картина! Мы шли двумя шеренгами. Но что это были за шеренги! Впереди трое парней, а за ними семь девушек. Невесть из каких недр рюкзака они достали все, что у них было самое красивое и самое короткое. И вот заходим мы в первую попавшуюся хинкальню. Трое обросших мужиков и семеро девчонок в мини-юбках во всей своей боевой раскраске. В хинкальне установилась гробовая тишина. Минуты через три (видимо, главный) взглядом, показав на девчонок, задал мне всего один вопрос: "Твои?". "Мои", — гордо сказал я. И дальше праздник удался…