Он им царь. Протестные акции в России лишь подчеркивают, что она стоит на коленях — перед Путиным

Мусор в Кремле прочно засел на новые шесть лет, да и потом просвета не видно. И никаких иллюзий у самих протестующих, что их протест может в обозримом будущем перерасти в нечто большее, нет. Дежурная, обыденная обреченность

Алексея Навального нередко называют единственным политиком в России — в стране, где нет никакой политики. Имеется в виду, конечно, публичная политика, за кулисами-то путинская гвардия, заморозившая всякую подозрительную общественную деятельность, еще как воюет между собой. Но правильнее главу Фонда борьбы с коррупцией назвать главным спойлером российской власти. Он все время норовит испортить ей благостную картинку разоблачениями и протестами.

В этот раз Навальный призвал россиян 5 мая выйти на акцию "Он нам не царь" и омрачить Путину предстоявшую через два дня инаугурацию.
Получилось ли? Нет. И не могло получиться. Никто даже не знает, как должен выглядеть успешный протест там, где еще недавно безальтернативный вождь получил рекордные в своей политической биографии 76,69%. При плановых 70% особенно и дорисовывать ничего не пришлось.

Відео дня

На призыв Алексея Навального по всей огромной стране откликнулось, если верить самым оптимистичным оценкам, до 40 тыс. человек. Из них около 1600 задержали, почти половину — в Москве. Из сотни городов, где были поданы официальные заявки на проведение акции, полноценные разрешения были получены лишь в восемнадцати, а в сорока ее без церемоний запретили.

Не удивив масштабами, не впечатлила акция и каким-то особенным внутренним подъемом и накалом. Уже привычные для мероприятий Навального антикоррупционные лозунги, плакаты "Хватит мешать нам жить" и "Вынесем мусор из Кремля" — совершенно правильные плакаты и лозунги, но насколько правильные, настолько и безнадежные в руках горстки смелых людей.

Мусор в Кремле прочно засел на новые шесть лет, да и потом просвета не видно. И никаких иллюзий у самих протестующих, что их протест может в обозримом будущем перерасти в нечто большее, нет. Дежурная, обыденная обреченность.

Не было и какой-то особенной полицейской суеты. Со времени протестов 2011–2012 годов, действительно омрачивших возврат президентских полномочий Медведевым Путину, российские силовики отработали все возможные формы усмирения гражданского недовольства. Никаких сложных задач в этот раз перед ними не стояло.

Привычно отсекали, оттесняли и задерживали. Бесцеремонно, жестко, с матерком и обычным ментовским хамством, но без крови в глазах. Уверенность властей в том, что они полностью контролируют ситуацию, выразилась и в том, что Алексею Навальному позволили добраться до московского митинга на Пушкинской площади и выступить. Раньше его задерживали на дальних подступах. С попавшими в автозаки, а затем в отделения проводили профилактические беседы и отпускали.

Навального выпустили в первом часу ночи, а его представителя Николая Ляскина оставили за решеткой на несколько дней "за повторное нарушение правил организации митинга". Никаких липовых дел о нападении на представителей правопорядка не стали заводить. В Фонде борьбы с коррупцией предполагают, что сверху поступила команда: перед инаугурацией сильно не усердствовать и до посадок не доводить.

Новеньким в этот раз было разве что участие "московского казачества" в подавлении протеста: ряженные в форму люди использовали кулаки и нагайки при нападении на недовольных путинским режимом. Понятно, что полиция на их действия никак не реагировала, а действовала заодно. Среди "казаков" были некие крымчане и участники боев на Донбассе, якобы случайно оказавшиеся рядом с Пушкинской площадью.

Передовой отряд путинского охранительства, готовый на все

Картинки с полицейско-казацкого разгона акции "Он нам не царь" разлетелись по всему миру. Особенно впечатляли жестокие действия по отношению к подросткам, которых было на протесте немало: они составили около десятой части всех задержанных. Но трудно придумать, что может нанести ущерб международной репутации Владимира Путина — таких картинок были уже тысячи, они лишь укрепляют давно сложившееся мнение о "царе" и возглавляемой им стране.

В России еще не совсем убит дух свободы, и регулярность и география протестов это демонстрируют. Но если в акциях шести-семилетней давности принимали участие люди самого широкого спектра мнений, от националистов до либералов, то за последний президентский срок Путину удалось настолько оскотинить страну, повязать ее кражей Крыма, кровью Донбасса и Сирии, подсадить на иглу параноидального антизападничества, что ни о каком серьезном сопротивлении на основе солидарного действия речь уже не идет.

Сейчас это скорее индивидуальные манифестации несогласия, которым Навальный дает повод проявиться. Подавляющее большинство несогласных не видят в этом никакого смысла. А еще большее количество их соотечественников не видят смысла в несогласии.

Если в чем-то акция 5 мая и убеждает, так в том, что Путин им, россиянам, все-таки царь, а кому-то и Бог.