Учиться сегодня для завтра. То, что происходит в украинском образовании, — не новшество

Большинство нынешних первоклассников будут иметь профессии, которых сегодня не существует. Можно ли учить этих детей так же, как учили нас? Ответ очевиден

Фото: gortenzija.com
Фото: gortenzija.com
Related video

Новая украинская школа ориентирована на ребенка, и это ее главное отличие от советской и постсоветской школы. Личность учащегося и его потребности поставлены в центр образовательного процесса, это прописано и в новом Законе "Об образовании", и в новом Государственном стандарте начального образования. В нормативных документах впервые четко говорится о ценности детства, о том, что школа должна учитывать индивидуальные потребности ребенка. Задача образования — раскрыть потенциал каждого ученика, чтобы потом он состоялся в жизни, нашел свое дело, был конкурентоспособным на рынке труда и ответственным гражданином.

Что такое компетентность

Фундамент взрослого успеха закладывается в начальной школе, поэтому главная цель — в младших классах научить ребенка учиться, сформировать из него активного ученика, который хочет и любит разбираться в том, чего еще не знает. Чтобы достичь этого, недостаточно предложить ему известные знания по традиционным предметам. Если раньше школа давала только знания, то теперь она должна давать компетентности — динамическую комбинацию знаний, умений, навыков и отношений.

Цель состоит в том, чтобы полученные в школе знания дети могли применить в реальной жизни

Это требует серьезного изменения содержания образования, поэтому под новый госстандарт написаны программы и печатают учебники для первого класса.

Компетентности включают в себя soft skills — мягкие навыки: умение общаться, работать в команде, конструктивно выражать чувства и понимать эмоции других людей, высказывать мысль и аргументировать ее, задавать вопросы, решать сложные задачи, принимать решения и мирным путем выходить из конфликтов. Эти качества, безусловно, будут необходимы ребенку в XXI веке. Поэтому мягкие навыки становятся частью образовательного процесса.

То, что происходит в украинском образовании, — не новшество, компетентностный подход уже около 20 лет применяется в странах с развитыми образовательными системами. Он доказал свою эффективность, поскольку есть как минимум два поколения выпускников, обучавшихся с его использованием. Эффективность доказана также международным тестом PISA (Programme for International Student Assessment). Он проверяет знания 15-летних подростков и умение применять их в реальных ситуациях. Страны, которые показывают лучшие результаты PISA, системно используют компетентностный подход в образовании.

Системная поддержка

В Украине стандарт образования меняется в третий раз, но впервые его сопровождает материальная поддержка государства и массовая переподготовка учителей. Чтобы педагоги овладели новыми методиками управления классом, развития мягких навыков, технологиями интерактивного обучения, Минобразования с партнерами создали онлайн-курс для учителей начальной школы. Он был обязательным для 22 тыс. учителей, которые в этом году набирают первый класс, но на сегодня на этот курс зарегистрированы 150 тыс. человек, из них 80 тыс. уже прошли его. Наиболее популярными модулями курса оказались "Управление классом" и "Нейро­психология".

При новом подходе у учителя меняется роль в классе. Он теперь не только источник знаний, но ментор, фасилитатор, наставник, должен знать разные роли и уметь организовывать работу таким образом, чтобы дети получали практический опыт, знания и компетентности. Популярность модуля "Нейропсихология" объясняется тем, что научные открытия последних десятилетий помогли обосновать особенности поведения некоторых учеников и помочь учителям корректировать эти особенности, помогая детям достигать успеха. Раньше в Украине учителям об этом просто не рассказывали.

Отношение педагогов к реформе разное. Многие говорят, что ждали таких изменений всю свою профессио­нальную жизнь, делали все эти вещи и раньше, только тихонько, а теперь могут работать открыто в соответствии с новым законом и стандартом. Есть учителя-консерваторы, которые утверждают, что их опыт не подтверждает эффективности нововведений. Однако, когда начинаешь говорить с такими учителями, выясняется, что привычные методики работают далеко не со всеми детьми, хотя они были эффективными еще десять лет назад, при этом с каждым годом становится все больше детей, с которыми консервативный подход терпит фиаско. Осознав это, педагоги признают, что изменения нужны.

Новая украинская школа — это не только новые программы и учебники, но и новая образовательная среда, развивающая ребенка. На переоснащение начальной школы из госбюджета выделили 1 млрд грн, из них 40% предназначены на дидактические материалы для первого класса, чтобы дети учились не только по учебникам. Еще 40% идет на мебель — эргономичную, мобильную и удобную, чтобы при необходимости детей можно было посадить по одному, сформировать группы или образовать круг. Таким образом, выполняя общий проект, дети смогут смотреть в глаза друг другу, а не в затылок впереди сидящего ученика.

И самое главное. Новый мир XXI века требует от любого человека навыка учиться всегда. Реформа предполагает: школа должна научить ребенка учиться и показать, что школьные годы — лишь ступенька в непрерывном процессе обучения длиною в жизнь.