Что нам дает признание России агрессором

Какие последствия для России будет иметь статус страны-агрессора

27 января, Украина формально признала факт российской военной агрессии. За это решение в парламенте проголосовал 271 депутат, призвав и мировое сообщество признать Россию страной-агрессором. Но что это изменит в текущей ситуации?

Агрессия — классическое нарушение международного обязательства erga omnes, то есть обязательства "всех перед всеми" или "в отношении международного сообщества в целом". В рамках международного права признанный факт агрессии вызывает множество разноплановых последствий.

Во-первых, такое признание ведет к международной ответственности государства, прежде всего в форме полной компенсации любых убытков, причиненных агрессией.

Во-вторых, агрессия дает право на контр­меры, в том числе отказ от международных обязательств в отношении агрессора. А так как нарушаются обязательства "в отношении международного сообщества в целом", контрмеры может принимать любое государство, а не только Украина.

В-третьих, установление факта агрессии на уровне государства является хорошей предпосылкой для рассмотрения дел о международных преступлениях, в том числе в рамках Международного уголовного суда.

Но чтобы признать факт агрессии на мировом уровне, одного обращения Верховной Рады мало. Пока это можно считать всего лишь позицией одной из сторон конфликта. Теперь ее должен подтвердить Совбез ООН.

Все возможности для этого имеются. По крайней мере наиболее распространенное определение государственной агрессии (Резолюция ГА ООН №3314) говорит о том, что таковой может считаться не только прямое военное вторжение, но и засылка добровольцев или наемников.

Россия как постоянный член Сов­беза, конечно, заблокирует такое решение. Однако и здесь имеются лазейки. В соответствии с Резолюцией ГА ООН "Единство в пользу мира" (№377), если Совбез из-за внутренних разногласий не реагирует на факт агрессии, Генеральная Ассамблея может самостоятельно принять рекомендации членам ООН относительно коллективных мер противодействия, вплоть до применения вооруженных сил.

Другой вариант для Украины — обращение в Международный суд ООН за консультативным заключением об агрессии в действиях России. Преимущество этого пути в том, что обращение может подать не только ГА ООН, но и некоторые международные организации, к примеру, ЮНЕСКО или МВФ. А с ними может быть проще договориться.

Но есть и плохие новости. На практике агрессия констатировалась не так уж часто. Основное препятствие здесь, конечно, политическое.

Признание факта агрессии — само по себе трудное политическое решение, а признание агрессии со стороны постоянного члена Совбеза — вообще почти невероятное.

Исторически факт агрессии устанавливался в рамках ООН всего несколько раз — в отношении Северной Кореи, ЮАР, Родезии и Израиля.

В то же время, к примеру вторжение Турции в Северный Кипр или Индонезии в Восточный Тимор, вообще не признавались агрессией.

Другие же, как то же вторжение Ирака в Кувейт, признавались с большой задержкой и после серьезной эскалации конфликта. Иногда Совбез просто квалифицировал нападения как "угрозу миру", без упоминания агрессии как таковой. Так было и во время конфликта на Фолклендских островах, и во время вторжения СССР в Венгрию.

При этом признание российской агрессии отнюдь не означает автоматически негативных последствий для агрессора, кроме, может быть, репутационных.

За ним, конечно, может последовать расширение экономических санкций, однако здесь все будет зависеть от позиции конкретных государств. Те, кто не захочет ссориться с Россией, ограничатся формальным осуждением и очередной обеспокоенностью.

Поэтому не стоит возлагать особых надежд на катастрофические последствия для России в случае формального признания агрессором на международном уровне. Лучше подумать о том, что мы сами можем противопоставить врагу. Ведь за нас этого никто не сделает.