Нужна работа власти, а не военное положение

Чем режим чрезвычайной ситуации отличается от военного положения и почему ни то, ни другое не переломит ход войны

С 26 января в Донбассе введен режим чрезвычайной ситуации — на всей остальной территории Украины объявлена повышенная готовность.

Теоретически ЧС позволяет максимально упростить бюрократию при эвакуации, размещении, снабжении едой и лекарствами мирного населения — де-факто власти Луганской и Донецкой областей работают в таком режиме без малого год.

Но введен он был только сейчас. После обстрела Мариуполя, когда в стране снова началась "истерика" по поводу необходимости введения военного положения.

Если почитать комментарии нардепов, военных и "диванных" экспертов, можно решить, что от введения военного положения зависит ход войны на востоке страны. Настолько сильно продвигали этот сценарий его сторонники и ругали противники.

Аргументы за и против высказывались самые разные. МВФ не даст денег, военные захватят власть, всем отключат интернет — это противники.

Военные наведут порядок, наконец-то сможем нормально воевать, президент вообще был обязан ввести ВП еще с весны, когда началась реальная война, — это сторонники.

На самом деле не правы ни первые, ни вторые: ни один из аргументов практически не имеет непосредственного отношения к режиму.

Крайне упрощая, в случае введения военного положения Генштаб получил бы часть полномочий Кабмина. Но полномочия эти на местах были бы размыты необходимостью (для военных) поступать "согласно действующему законодательству" и не нарушая ст. 64 Конституции — а это почти все основные свободы граждан.

Плюс всех отловленных в зоне военных действий сепаратистов, российских наемников и уголовников все равно пришлось бы судить по обычной процедуре в обычных судах. Ну а получение или неполучение денег от МВФ от наличия или отсутствия военного положения вообще никак не зависит.

Другими словами, введение военного положения в лучшую сторону, скорее всего, НИЧЕГО не изменило бы.

В худшую, кстати, могло. Поскольку при военном положении теоретически можно "отрубить" все СМИ, включая интернет, изымать личное имущество или забирать граждан в трудармию. Как правило, настроения последних это не улучшает. Особенно если учесть, что к Генштабу имеется масса вопросов.

При этом многие украинцы и сейчас готовы делиться имуществом (а как иначе снабжается армия?), работать на оборону и защищать страну. Чтобы этот порыв не пропал, нужно только одно. Железная уверенность, что израсходованные деньги, усилия или собственная жизнь не будут потрачены впустую.

Этой задачи военное положение никак не решает. Как не решает и других первоочередных задач.

Нам нужно свести к минимуму вероятность открытого вторжения России, выстроить надежную оборону в Донбассе (а в идеале — по всей границе с РФ, Крымом и Приднестровьем) и приложить все усилия для эвакуации мирного населения с линии фронта и с оккупированных боевиками территорий.

Нужно готовить резервистов территориальной обороны по всей Украине: с обучением основам тактики, медицины, стрельбы и подпольной борьбы.

А сдавшим все нормативы — к примеру, после отработки нескольких недель на строительстве приграничных укреплений — дать возможность выкупить у Министерства обороны по остаточной стоимости хотя бы пистолет. Поверьте, желающих будет достаточно.

Примерно так же стоит подходить и к эвакуации мирного населения: те, кто реально не желают брать в руки оружие, вполне могут обустраивать быт эвакуированных. Например, под началом волонтеров, которые и так занимаются беженцами в Харькове, Днепропетровске, Одессе и десятках других городов.

Но вместо всего этого на протяжении нескольких недель в соцсетях, на ТВ и в других СМИ через новость можно было наткнуться на "военное положение". 899 тыс. ссылок в поисковике Google, аргументы, контраргументы, обвинения, истерики — и так вплоть до ставшего нарицательным "нассливают".

  • Читайте также: Дневник мобилизированного

Не исключено, кстати, что режим чрезвычайной ситуации в Донбассе был введен в том числе и из-за шумихи вокруг военного положения.

При всем уважении к экспертам, рассуждающим о пользе или вреде ВП, никакое военное положение, особенно если речь идет о документе 15-летней давности, не может заменить логическую цепочку проблема — ресурсы — решение. И обсуждать нужно именно это.

А еще лучше— решать проблемы на уровне как минимум правительства, СНБО и Генштаба, причем привлекая людей, которые доказали, что их усилия пропадают не зря.

Волонтера Юрия Бирюкова, которому, похоже, удается ломать круговую поруку в Минобороны, Дмитрия Яроша, у которого за плечами создание Правого сектора и реальные боевые действия, наконец, Бориса Филатова и его единомышленников, выстроивших оборону Днепропетровской области.

Дело не в конкретных фамилиях — это всего лишь первые, которые у всех на слуху. Кроме них в Украине уже достаточно людей, у которых "получилось", — именно их нужно ставить во главе партизанского движения, строительства "линий Маннергейма", системы обустройства беженцев и создания для них новых рабочих мест. Это решает проблему доверия — у сотен тысяч граждан, которые готовы всем этим заниматься.

Истерики вокруг очередного военного положения будут случаться еще не раз. В конце концов, по состоянию на сегодня, гораздо вероятнее не прямое вторжение России, а "раскачивание" страны изнутри: очередными вбросами дезинформации, наступлениями и контрнаступлениями в Донбассе, сопровождающимися кадрами кровавых расправ с нашими военными, парадами пленных, петициями и третьемайданами в итоге.

Вместо того чтобы участвовать в очередном "все пропало", явно не идущем на пользу стране, лучше сделать то, что в силах любого. Помочь армии, беженцам, волонтерам работой или деньгами.

И контролировать, как помогают им и стране те, кто благодаря нам пришел во власть. Чтобы в следующий раз выбрать исключительно тех, кто может похвастаться конкретными делами. Тех, у кого "получилось".