Почему украинцам стоит пересмотреть мировоззрение и отношение к жизни
Структура украинского общества кардинально отличается от европейской, демонстрируя явный перекос в сторону всего двух ценностных групп - традиционалистов и целеустремленных, но завистливых стяжателей благ
Почему молодежь пассивна и безынициативна? А если и стремится к карьерному росту, то не хочет брать на себя ответственность? Почему рабочие требуют социальной защиты, но пренебрегают безопасностью и не заботятся об улучшении охраны труда?
Украинские топ-менеджеры часто задают мне эти вопросы по работе. Но те же проблемы – безынициативность, нежелание ответственности, противоречия из серии "хочу" и "делаю для этого" – есть и в обществе. Чтобы понять, откуда они берутся, нужно разобраться в жизненных ценностях.
Жизненные ценности – это цели. То, чего хочет достичь человек, в чем он видит смысл жизни. Ценности мотивируют к достижениям – это главные принципы, которыми он руководствуется.
Управлять ценностями сложно, они медленно меняются. Но их нужно учитывать, чтобы лучше понимать основу происходящих в обществе и в бизнесе процессов. В Европе – и во всем мире – подобные исследования проводятся не один десяток лет – они используются в маркетинге, управлении персоналом, социологии. В Украине этим с 2010 года занимается GfK Ukraine*.
Всего ценностных групп насчитывается семь. Но самые распространенные в нашей стране – это целеустремленные и традиционалисты, в сумме на них приходится 49% взрослого населения Украины.
Целеустремленные (25% украинцев) – люди, стремящиеся к достижению богатства, высокого социального статуса, власти над согражданами и ресурсами. Высокая доля целеустремленных людей присуща азиатским странам с быстрым экономическим ростом, который часто наблюдается на фоне значительного социального неравенства (Корея, Индия, Китай). Традиционалисты (24%) – те, для кого важно сохранение традиционного уклада жизни. Они одобряют традиционное распределение ролей мужчины и женщины в семье, для них важна вера в Бога, уважение к предкам. Этой группе присуща замкнутость, культурная обособленность, неприятие всего чуждого. Высокий процент традиционалистов характерен для Таиланда, Египта, Турции.
На первый взгляд распределение жизненных ценностей в украинском обществе достаточно гармонично. Четверть населения – целеустремленные молодые люди с активной жизненной позицией, кадровый резерв для компаний и потенциал для развития общества. Еще четверть – хранители культурных традиций. Но не все так просто.
Дело в том, что украинцы, попадающие в число целеустремленных, нередко считают: то, как складывается их жизнь, зависит в большей степени от внешних обстоятельств, чем от них самих. Как следствие, они ожидают, что блага придут к ним сами собой, без серьезных усилий. В достижении целей ими в определенной степени движет зависть: желание иметь такой же дорогой мобильный телефон или джип, как у соседа. Зато в рабочих ситуациях они избегают ответственности и находятся в состоянии постоянного разочарования: от того, что карьерные устремления вступают в противоречие с нежеланием брать на себя ответственность и дополнительную нагрузку. Это и есть ответ на один из заданных раньше вопросов. На эту группу не стоит полагаться как на проводника изменений – они вызывают у них дискомфорт.
Не меньше проблем и с традиционалистами. К примеру, на западе Украины они распространены в большей степени, чем на востоке – и это почти всегда приносит напряженность в большой коллектив, в котором есть выходцы и с запада и с востока. Тоже происходит и в масштабах страны: у восточных украинцев наступление традиций с запада вызывает чувство угрозы их идентичности и безопасности – и провоцирует защитную реакцию. Впрочем, в этом есть вина и самого традиоционализма – он по определению противоречит диалогу, поскольку не склонен к пониманию позиции другой стороны.
Ценностный срез в Украине | Create Infographics
*В рамках исследования GfK Roper Reports опрос проводится ежегодно с 2010 года. Всего опрашивается 1000 жителей всех городов Украины в возрасте от 16 лет. Приведенные проценты – среднее значение ценностной категории с 2010 по 2013 год
Структура украинского общества, в котором доминируют целеустремленные и традиционалисты со всеми присущими им достоинствами и недостатками, в корне отличается от развитых государств Европы.
У нас почти не представлены (см. Ценностный срез) такие европейские ценностные группы как гедонисты, которые стремятся к наслаждению жизнью и приключениям. Или заботливые, для которых важны отношения с людьми. Мало независимых людей, для которых свобода и возможность быть собой превыше всего. Даже так называемых простых – бережливых, усердных и скромных людей – не так уж много. И очень слабо представлена группа социальных рационалистов – людей, высоко ответственных перед обществом, открытых к новому, стремящихся к познанию. А ведь именно социальные рационалисты – это наиболее конструктивная, стабилизирующая группа в любом обществе. Они выступают проводниками изменений в силу присущей им открытости мышления, готовности брать на себя ответственность. Но при этом предпочитают не радикальные, а эволюционные изменения, стремятся к ним через переговоры и поиск компромисса.
Структура украинского общества кардинально отличается от европейской, демонстрируя явный перекос в сторону всего двух ценностных групп из семи. Другими словами, прозападные ценности – в особенности присущие социальным рационалистам – необходимо продвигать и культивировать. Только так мы сможем приблизиться к Европе не только политически и экономически, но и ментально.
Татьяна Сытник, руководитель отдела b2b и стратегических исследований компании GfK Ukraine