Набег Команчи. Почему за погромами в Марселе проглядывает будущее Москвы

Европа получила возможность поближе увидеть новую российскую реальность

Фото: EPA
Фото: EPA
Related video

Евро-2016 для российских футбольных болельщиков, приехавших во Францию, оказался долгожданной возможностью вступить в прямой боевой контакт с проклятым Западом, и они постарались максимально ее использовать во время, до и после первой же игры. Хорошо подготовленные отборные бойцы принялись ставить на место "Гейропу". Представитель Следственного комитета России Владимир Маркин в Твиттере с одобрением отозвался о боевых качествах отечественных буйных: дескать, Европа "мужиков" только на гей-парадах видит. Что Европа точно вблизи увидела, так это лицо нынешней российской "нормальности".

Вдруг выяснилось, что президент Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) Александр Шпрыгин включил в состав официальной российской делегации, прилетевшей во Францию чартерным рейсом за государственный счет, откровенных ультрас, которые затем участвовали в побоищах в Марселе. А сам Шпрыгин хорошо известен в околофутбольных националистических группировках еще с 1990-х, когда возглавлял фанатское движение московского "Динамо". На доступных в интернете фотографиях он запечатлен с нацистским приветствием на концерте группы "Коррозия металла". У спортивного функционера, которого можно часто видеть не только рядом с министром спорта Виталием Мутко, но и на фотографиях с Владимиром Путиным, имеется даже кличка с тех пор — Команча. Ну, если рядом с Путиным может быть Хирург, то почему там не быть Команче? Нынче во взглядах Александра Шпрыгина ничего не поменялось: в одном из интервью он выразил желание, чтобы у игроков сборной России были славянские лица.

А еще Команча — помощник заместителя председателя Государственной Думы Игоря Лебедева, сына Жириновского. Игорь Лебедев, в свою очередь, для российского футбола тоже не чужой человек: он член исполкома Российского футбольного союза. Комментируя драку, устроенную российскими болельщиками, он их поддержал: "Молодцы наши ребята, так держать!"

"Ярость, выплеснутая представителями "великого народа", да еще поддержанная российскими государственными деятелями, показала, насколько Россия одичала за последние годы не менее "великих" побед"

Нельзя сказать, что российские болельщики охамели за границей внезапно. В 2012 году сборная России играла свои матчи европейского первенства в Польше, и в Варшаве тоже произошли жестокие стычки с их участием, приведшие к штрафным санкциям УЕФА. С 2012 года про Россию в Европе многое поняли, и в этот раз тамошние футбольные власти не стали тянуть и влепили России условную дисквалификацию после первого же матча: если российские болельщики повторят свои выходки, сборную снимут с соревнований. Правда, в УЕФА уточнили: их предупреждение касается происходящего на стадионах, а то, что за их пределами, — забота полиции.

Ярость, выплеснутая представителями "великого народа", да еще поддержанная российскими государственными деятелями, показала, насколько Россия одичала за последние годы не менее "великих" побед. Перспектива проведения футбольного чемпионата мира в этой опасной стране в 2018 году теперь по-настоящему пугает многих любителей игры. Если встреча с русскими чревата травмами даже во Франции, что будет на их родной земле, где даже представители власти и правоохранительных органов аплодируют дракам с чужаками и погромам?

Видимо, ощущение, что перегнули палку, посетило Кремль, и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков попросил российских фанов впредь болеть "прилично". Но непонятно, откуда у властей России уверенность, что ненависть, так умело взращенная и подогреваемая в "простом русском человеке" официальной пропагандой, выключится по щелчку пальцев. Москва еще помнит погромы 2002 года после проигрыша сборной японцам в отборочном матче чемпионата мира по футболу. Чем безумнее возгонка национального величия, тем неудержимее месть за испытанное унижение. И если по величию большие вопросы, то унижения точно не избежать. И вопрос только один: как долго удастся российской власти отфутболивать взращенную массовую ненависть прочь от себя?