Конец нефтяных империй. Как солнечная энергия стала хозяином мира и что это значит для Украины
Впервые в истории производство солнечной энергии превысило выработку энергии из нефти и газа. Констатируя этот факт, обозреватель Bloomberg Дэвид Фиклинг в своей колонке отмечает глобальные перспективы Китая, который стал главным производителем солнечных батарей.
Вы слышали о Exxon Mobil Corp., Chevron Corp., Shell Plc, BP Plc, TotalEnergies Se, ConocoPhillips и Eni SpA?
А как насчет Tongwei Co., GCL Technology Holdings Ltd., Xinte Energy Co., Longi Green Energy Technology Co., Trina Solar Co., JA Solar Technology Co. и Jinko Solar Co.?
Если первые названия — знакомые гиганты, а вторые — вам малоизвестны, возможно, вам стоит переосмыслить свой взгляд на компании, обеспечивающие мир энергией. И тогда окажется, что последние столь же значительны, если не более, чем нефтяные.
Это замечательный сдвиг. Примерно в середине 20-го века предшественники крупных международных нефтяных компаний достигли огромной власти. Их прозвали "Семью сестрами" — это была группа производителей энергии с таким глобальным размахом и влиянием, что они могли создавать или разрушать правительства. Потребовалась волна национализаций и нефтяной кризис 1973 года, чтобы положить конец этой модели. Дальнейший сдвиг теперь не за горами благодаря неудержимому росту сектора солнечной энергетики Китая.
Лучший способ обратить на это внимание — подумать о том, что нефтяные компании в конечном итоге дают миру. На самом деле, это не сырая нефть или природный газ, а жизненно важный ингредиент, заключенный в химических связях этих углеводородов: энергия. Котору., при этом, можно получать от Солнца. И по многим показателям солнечные компании уже суммарно обогнали нефтяную группу.
Чтобы увидеть, как это работает, вы можете начать с преобразования баррелей сырой нефти и кубических метров газа, добываемых крупными нефтяными компаниями, в меру энергии — эксаджоули. Эксаджоуль электроэнергии мог бы обеспечить электроэнергией Австралию, Италию или Тайвань в течение года. И крупные нефтяные компании зарабатывают на этом немало: около 8,3 ЭДж в год у ExxonMobil и 6,2 ЭДж у Shell.
Однако подавляющее большинство из них тратится впустую. Только около пятой части химической энергии свежеперекачанной сырой нефти в конечном итоге превращается в кинетическую энергию, приводящую в движение легковые и грузовые автомобили, поскольку нефтеперерабатывающие заводы и двигатели транспортных средств тратят большую часть ее в виде бесполезного тепла. И по грубым оценкам, только около четверти энергии, добываемой из скважин нефтяной компании, превращается в полезную энергию.
Мы можем сделать аналогичный подсчет с солнечной энергией. Такие компании, как Tongwei, GCL или Xinte, производящие поликремниевый материал для солнечных панелей, измеряют свою производственную мощность в метрических тоннах в год. Нужен простой процесс, чтобы преобразовать это в гигаватты солнечных элементов, произведенных Longi, Jinko и им подобными, и, в конечном итоге, в эксаджоули, которые будут генерировать полученные панели.
Сравните — и результат будет поразителен. Крупнейшие производители поликремния сейчас могут конкурировать с некоторыми крупнейшими нефтяными компаниями. Если Tongwei продолжит реализацию объявленных в декабре планов строительства завода по производству поликремния мощностью 400 000 тонн во Внутренней Монголии, почти удвоив нынешнюю производительность, она может обогнать даже ExxonMobil.
И это еще не все. Нефтяная компания в конечном итоге разрабатывает запасы, которые могут иссякнуть в течение десятилетий. А производитель поликремния строит завод, который может выпускать одинаковые объемы из года в год, пока оборудование не износится или не устареет.
Если учесть, что каждая группа компаний может производить без крупных дополнительных инвестиций, то, сравнив объемы геологических запасов нефтяных компаний с тем, что смогут производить солнечные компании до того, как изнашиваться их электростанции, мы убедимся – чистая энергетика явно выйдет в лидеры.
При этом забывают еще один решающий фактор. Солнечная панель, проданная Longi в 2024 году, будет генерировать электроэнергию в течение десятилетий. На большинство из них предоставляется 25-летняя гарантия. В противоположность этому, нефть и газ, проданные в этом году, почти полностью израсходуются за считанные месяцы.
Любое сравнение нефти и солнечной энергии можно подвергнуть критике за сравнение яблок с апельсинами — но если вы покупаете яблоки и апельсины, вы часто получаете этикетку, на которой указано, сколько килоджоулей они содержат, и мы должны сделать то же самое в отношении эксаджоулей, обеспечиваемых нефтью и солнечным бизнесом. Фрукты, топливо и электричество в конечном итоге обеспечивают измеримый поток энергии.
С тех пор как первая промышленная революция привела к доминированию богатых углем Великобритании, Германии и США, а рост добычи нефти принес власть и богатство России и Ближнему Востоку, одновременно расширив глобальное лидерство Америки, страны, которые контролировали эти энергетические потоки, были гегемонами каждого последующего столетия.
В настоящее время семь китайских компаний имеют более значительную долю в источнике энергии 21-го века, чем "Семь сестер нефти", которые доминировали в 20-м веке. Если вы хотите понять корни геополитической тревоги, вызывающей подавление Вашингтоном чистых технологий Китая, невозможно игнорировать этот факт.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.
Важно