Авантюрный блицкриг. Как судовой менеджер создал банк за шесть дней

Принято говорить, что HSBC "основан на званом обеде", то есть в результате устной договоренности. А некоторые добавляют: "Только обедающие не знали, что они основывают банк"

Fullscreen

Томас Сазерленд, потомственный предприниматель из Шотландии, родился в городе Абердин в 1834 году. Отец будущего банкира умер рано, и мальчик воспитывался в семье матери. Рос он под присмотром бабушки и дедушки. Мечта деда была отдать внука учиться на священника. Именно под влиянием деда мальчик в14 лет поступил в местную богословскую школу. Но преподаватели не заметили у Томаса большого рвения и сообразительности в учебе. Через год молодого человека отчислили из школы за неуспеваемость. После этого Томас учился финансовому делу в одном из торговых домов в городе Абердин.



Томас Сазерленд
Fullscreen
Томас Сазерленд

После обучения дед Томаса решил отправить внука в США в помощь дяде мальчика, который занимал должность управляющего в одном из банков и занимался перепродажей земельных участков. Но дядя Томаса разорился, и отправлять молодого человека в США не было смысла. Но мама мальчика вспомнила о своем знакомом Джеймсе Аллене, который занимался предпринимательской деятельностью в Лондоне.

Джеймс Аллен был рад принять в работники сына своей хорошей знакомой. Может, именно поэтому восхождение Томаса Сазерленда по карьерной лестнице в судоходной компании P&O было столь легким и стремительным. В то же время люди, работавшие в это время с Сазерлендом, отмечали в нем острое и быстрое мышление. Через некоторое время Томас отправился в Гонконг, чтобы организовать открытие филиала этой судоходной компании. Так молодой человек стал руководителем отделения компании P&O.

Дела гонконгского филиала P&O шли отлично, Сазерленд много общался с местными деловыми кругами, приобретая широкие связи практически по всему Китаю. В 1864 году губернатор Гонконга решает назначить его на должность одного из трех участников в местное законодательное собрание. Возможно, благодаря этому Томас смог вскоре реализовать свою давнюю мечту — открыть свой банк со старыми шотландскими традициями.

Fullscreen

Молниеносная афера

22 июля 1864 года Томас Сазерленд получил известие, что из Индии отплыл пароход, на котором находится представитель недавно созданного в Бомбее Bank of China. Эмиссар должен был предложить местным купцам войти в уставный капитал нового банка.

Для Сазерленда это известие стало неприятной неожиданностью. Он не слышал о планах бомбейских финансистов, но полагал, что они не будут спешить в Гонконг еще несколько месяцев и он успеет создать собственный банк. Пароход из Бомбея до Гонконга шел пять дней. И именно столько времени оставалось теперь у Томаса на создание своего банка.

Это была одна из самых изящных и молниеносных интриг в истории. Томас встретился с боссами всех крупных торговых домов Гонконга. Создание местного банка, обслуживающего торговлю, назрела давно, и купцы сами были в этом заинтересованы. Но когда речь заходила о необходимости собрать 5 млн гонконгских долларов в уставный капитал банка, их энтузиазм быстро пропадал.

Fullscreen

Позже стало известно, что никто из купцов так и не дал согласия на свое участие в новом банке. Каждый из них, как и положено прожженным дельцам, не сказал ни да, ни нет. И когда 28 июля в местной газете China Mail появился проспект о создании Hongkong and Shanghae Banking Company (Банковская компания Гонконга и Шанхая, HSBC), они были сильно удивлены, обнаружив под ним свои фамилии. Но рядом стояли имена всех их злейших конкурентов. И каждый из учредителей полагал, что Сазерленд поставил его фамилию в устав банка из чистой дружбы, чтобы помочь ему не отстать от конкурентов.

Все без исключения учредители банка потом лично благодарили Сазерленда за то, что он не оставил их "за бортом", — но каждый отдельно! Узнать друг у друга истинное положение дел им не позволял восточный деловой этикет — услышать из уст злейшего конкурента, что все согласились, а ты "пролетел", означало бы потерю лица.

Как бы там ни было, дело было сделано. Эмиссар из Бомбея отправился домой ни с чем — в Гонконге уже существовал собственный банк, и никаких резонов создавать еще один пока не было.

Fullscreen

HSBC сегодня — это около 6600 отделений в 80 странах Африки, Азии, Океании, Европы, Северной и Южной Америки и почти 60 млн клиентов

HSBC сразу же начал приносить миллионные прибыли. А Сазерленд, провернувший эту блестящую операцию, был отозван в Лондон, где возглавил компанию P&O. Томас Сазерленд, умерший в 1923 году, закончил свою жизнь главой крупнейшей судовой компании в мире, рыцарем Британской империи и депутатом палаты общин.

К тому времени созданный им в Гонконге HSBC успел обрасти собственной историей и выбиться в лидеры — в основном благодаря финансированию английских опиумных поставок в Китай.

По материалам: credity.name,
bankingsite.ru, mybiz.ru, begin.ru