Бесконечная история

Есть у перевыборов начало — но будет ли у них конец? Если будет, то точно не 30 сентября. Уже сейчас возможностей не признать, переиграть, а то и просто провалить выборы у политсил соблазнительно много. Процесс остановится, только если сами политики этого захотят

В последние перед выборами выходные на Майдане откуда ни возьмись выросла сцена и палатки, вокруг которых тут же зашустрили люди с синими флагами. Близлежащая Софиевская площадь откликнулась на это палатками БЮТ. Приблизительно в это же время в столичную мэрию поступили сразу две заявки на длительные акции на площаде Независимости: одна — от Народного союза "Наша Украина" (на митинги с 21 сентября по 15 октября), другая — от киевской молодежной организации Партии регионов (на бессрочную акцию с 22.30 часов 30 сентября).

Все это вряд ли можно назвать подготовкой к выборам — скорее, это подготовка к их худшим сценариям.

Сценарий 1: недосчитались
Партия регионов еще на позапрошлой неделе пригрозила, что откажется от участия в выборах, "если оранжевые не прекратят свои провокации". Регионалы подозревают, что конкуренты велят своим представителям в окружкомах под любым предлогом не подписывать протоколы подсчета голосов в исконно бело-голубых регионах Востока и Юга страны. Эти региональные страхи оппоненты не менее демонстративно раскритиковали и высмеяли. А глава СП Виктор Балога тут же перевел стрелки: "непосредственные организаторы фальсификаций результатов президентских выборов 2004 года", дескать, сами "плетут подобные кампании".

На деле если оба оппонента воспользуются этой технологией (ПР — на Западе и в Центре Украины, НУНС — на Востоке и Юге) — то избирательную кампанию несомненно можно считать проваленной.

Сценарий 2: заЦИКленность
Но зачем за семь верст киселя хлебать, если заблокировать подсчет голосов можно и в Центризбиркоме. Благодаря "мудрому" компромиссу при его формировании (8 членов от коалиции, 7 — от оппозиции, при необходимом кворуме в 10 человек), у каждой из сторон появилась возможность парализовать работу комиссии всерьез и на любой срок.

Естественно, все это будет сопровождаться массовыми акциями всех основных политических сил: вот на какой случай и мобилизованы площади.

Сценарий 3: судные дни
В том, что исков по результатам перевыборов будет множество, никто не сомневается, даже сами судьи: не зря воскресенье 30 сентября они объявили для себя рабочим днем. Поводы для оспаривания есть уже сейчас. Например, некачественные списки избирателей, в которых отсутствуют здравствующие украинцы, но полно "мертвых душ". Будут и традиционные жалобы на ход голосования и подсчет голосов. В основном ими воспользуются партии-аутсайдеры, проигравшие выборы. И особенно яростно станут судиться те, кто чуть-чуть не добрал до заветных 3%. Финал "карликовых" тяжб будет, скорее всего, такой же, как и в 2006- м году — нулевой.

Иное дело, если кто-то из политических тяжеловесов тоже окажется неудовлетворенным и посчитает более выгодным полностью аннулировать результаты выборов, чем продолжать борьбу в парламенте. Тогда массово пойдут в ход иски о признании результатов подсчета голосов на отдельных участках и округах недействительными. Для этого судам достаточно иметь факты, подтверждающие 10-процентное искажение результатов. Если учитывать, что отмена или пересчет голосов в отдельных округах может полностью изменить картину голосования по стране, то борьба может принять поистине драматические масштабы.

Но основная драма разыграется не в городских и областных судах. В отличие от 2004 года, финальную точку в судьбе нынешних выборов будет ставить не Верховный, а Высший административный суд (ВАС), укомплектованный верными главе государства людьми.

На мысль о готовящемся противостоянии вокруг этой инстанции наводит недавний указ Президента, поручающий безопасность суда управлению госохраны. Многозначительных аналогий не избежать: недавно подобное уже было. В Генпрокуратуре. Если станет понятно, что ВАС может признать волеизьявление недействительным, ситуация с силовым конфликтом может повториться — полномочия Василия Цушко как главы МВД никто не отменял. Регионалы, правда, решатся на такой шаг только в том случае, если сочтут срыв выборов не выгодным для себя. Да и то трижды подумают: по информации Фокуса, в ПР опасаются, что, запустив маховик отмены результатов выборов, сыграют на руку Президенту: он вновь останется единственной бесспорной властью в стране, и, того гляди, затеет давно анонсированное перекраивание Конституции в свою пользу.

Сценарий 4: пробуждение КС
Еще одна бомба под результатами выборов — дела о неконституционности указов Президента о роспуске парламента, до сих пор пылящиеся в Конституционном суде. Как ни странно это прозвучит, но решение не в пользу Президента все еще может появиться на свет — реанимировать скандальные иски судьям, теоретически, ничто не мешает. С такой возможностью согласен даже известный юрист-конституционщик, советник Президента Степан Гавриш. По его мнению, признав задним числом указы неправомочными, КС таким образом может аннулировать результаты выборов вообще. А это, фактически, означает реанимацию Рады 5-го созыва. Разумеется, для такого развития событий понадобилась бы недюжинная воля Партии регионов — вряд ли это может быть выгодно кому-нибудь другому. По сути, все зависит от того, насколько ПР будут устраивать результаты подсчета голосов и коалиционных перспектив.

Сценарий 5: депутаты-камикадзе
Если вышеописанное произойдет, то у Президента и оппозиции все же остается в руках козырь — уже известный ход с добровольно покидающим парламент 151 депутатом. Причем этим самоотверженым избранникам не обязательно будет сдавать мандаты, как это было летом, — в данном случае их можно вовсе не получать, не приняв присягу, а остатки списков предусмотрительно "обнулить". Таким образом парламент окажется несформированным и ликвидируется автоматически. Кстати, к этому же трюку может прибегнуть и ПР — если к своему неудовольствию, обнаружит себя в оппозиции.

Сценарий 6: отдаленно-коалиционный
Можно, конечно, представить, что все перечисленные ужасы избранники благополучно миновали и кое-как перешли к формированию коалиции. Но и она, какой бы ни была, не гарантирует стране политического спокойствия.

ПР + НУНС = очередной демарш БЮТ по роспуску парламента, анонсированный запуск импичмента (менее, впрочем вероятный, зато шумный). И хуже того — рост рейтинга БЮТ за счет президентского электората. То есть, проиграв коалициаду, Тимошенко в перспективе выигрывает президентство. Итого: коалиция в указанном составе протянет в лучшем случае 2 года — аккурат до президентских выборов-2009, когда Виктор Янукович и Виктор Ющенко начнут свои избирательные кампании и их интересы в очередной раз разойдутся.

НУНС + БЮТ = очень вероятные внутренние конфликты. При Тимошенко-премьере роль внутреннего оппонента вместо Петра Порошенко, как в 2005, теперь может занять Виктор Балога. Критическая точка коалиции — снова президентская кампания, когда пути коалиционеров разойдутся — если, конечно, Тимошенко не откажется от мысли о президентском кресле. А она от него не откажется, — особенно, если Президент в ближайшие годы ухитрится вернуть себе свои полномочия.

ПР + кто-то из антикризисной коалиции = повторение 2006 года. Свою неспособность дружить с Президентом на равных такая парламентская коалиция уже доказала и от роспуска ее будет охранять только гарантированный Конституцией год работы. Дальше, по уже пройденному сценарию, может произойти отказ оппозиции от депутатских мандатов, обнуление списков и новые выборы.

Единственный, кто при любом сценарии будет чувствовать себя более-менее спокойно — Президент. Кто-кто, а он, пожалуй, даже сможет извлечь из поствыборных кризисов кое-какие выгоды.

В первую очередь, при назначении премьер-министра. Президент уже успел заявить, что будет требовать от любого парламентского большинства взамен на внесение кандидатуры премьера принятия законов в рамках президентских социальных инициатив. И ничто не мешает главе государства прибавить к социальному пакету еще и ряд законов, усиливающих его власть и уменьшающую правительственную. Это неплохая цена в обмен на краткосрочного премьера, пусть даже из враждебного лагеря. Причем получить свое Президент вполне может и в отсутствии парламента — на референдуме, который, в этом случае, скорее всего, пройдет вместе с повторными выборами в Раду. Тогда уже будет неважно, кто на них победит. Президент вернет себе большинство утерянных полномочий, а коалиции отныне и впредь придется формироваться с большой оглядкой на Банковую.

За главу государства в этом случае можно, конечно, порадоваться. Но для страны в целом, как ни крути, спокойных политпрогнозов на ближайшее будущее никак не получается.