Политики нас "съедают"?

Досрочные выборы довели украинцев до ручки. Психологи пришли к выводу, что технологии, которые используют политики в своей агитации, негативно сказываются на психическом здоровье людей. Каждый раз, когда в очередной рекламе по телевизору или радио мы слышим: «кризис», «раздор» или «бедность» — иссякает наша уверенность в собственном будущем. Почему это происходит, и как бороться с социальной апатией, корреспонденту Фокуса рассказала завкафедрой психиатрии факультета последипломного образования Днепропетровской государственной медакадемии, главный психиатр области, доктор медицинских наук Людмила Юрьева

Related video

— Что за технологии негативно влияют на психику?
— Манипулятивные. Сами по себе они ни хорошие, ни плохие. Но все зависит от того, кто ими пользуется. Топор в руках плотника — это орудие творчества, а топор в руках Раскольникова — орудие убийства. В психотерапии, например, или в психологии эти технологии используются как средство коррекции и лечения. Но в торговой и политической рекламе происходит манипулирование поведением человека, и он об этом не знает. Происходит коррекция поведения, мыслей и эмоций. То есть он считает, что самостоятельно принял решение, сам сделал выбор.

— Как это сказывается на психическом здоровье?

— Реклама в основном эксплуатирует страхи. Постоянно у кого-то вздувается живот, чернеют зубы, ребенок не может стать художником, пока ему порошком вещи не постирают. У человека подсознательно провоцируется чувство тревоги. Чем выше уровень тревоги, тем легче что-то внушить. Человек обезволивается. Кроме того, агрессивная реклама порождает агрессию.

— Может ли это вызвать хронические заболевания?

— Население Украины и так находится в хроническом стрессе. Многие годы идут реформы, ощущается постоянная неопределенность, бесконечная смена ориентиров — это все вызывает состояние тревоги. А хроническая тревога — это невротические расстройства.

— Есть ли какие-то исследования, подтверждающие, что реклама и агитация приводят к таким последствиям?

— Поскольку манипулятивные технологии используются именно при продаже, то в основном анализируются продажи. Если говорить о политической рекламе, то здесь многое нужно доказывать — ведь "после" не означает "вследствие". Хотя в целом, конечно, все это оказывает влияние на психику. Если человеку постоянно вдалбливать негативные сообщения, он начинает видеть жизнь в пессимистических тонах, ему все кажется неопределенным и наполненным зловещим смыслом.

— Как же уберечь себя от влияния рекламы?

— Самый простой вариант — выключить телевизор и радио. А еще и интернет. Но это нереально. Поэтому, прежде всего, нельзя давать себя "присоединить" — то есть не вовлекаться эмоционально в то, что говорят.

КомментарийНе переживайте
Евгений Головаха, замдиректора Института социологии НАНУ