Тимошенко добилась феноменального результата. Что из этого выйдет?
Если к кому и относится разрекламированный БЮТ термин «Украинский прорыв», так это к самому Блоку Тимошенко: его результат на выборах оказался феноменальным даже для социологов, не говоря уже о противниках и союзниках
Что сработало на Тимошенко
Эффект оппозицииАнтикарликовая кампанияСиндром МорозаФокусаНизкая явка в восточных регионахСмена коней на переправеКогда в 10 вечера 30 сентября появились первые результаты экзит-полов, в штабе ПР наступила тишина, зато в БЮТ откупорили шампанское.
Впоследствии, когда ЦИК принялась за подсчет голосов, БЮТ несколько часов оставался лидером гонки — эти мгновения славы ему обеспечило то, что результаты волеизъявления стали обрабатывать с запада, где позиции "дамы сердца" оказались более крепкими.
Но и заняв затем второе место после Партии регионов, Блок Тимошенко все же де-факто остался победителем и рекордсменом выборов. Он единственный из всех участников гонки обеспечил себе колоссальный, 8-процентный (1,3 млн. новых сторонников), прирост народных симпатий в сравнении с результатом 2006 года; к тому же взял 30-процентный барьер, доступный раньше только регионалам, тогда как сама ПР смогла подняться над прошлым результатом всего на пару процентов.
Теперь, пытаясь понять феномен Тимошенко, превзошедший все прогнозы, сами социологи констатируют: она сумела привлечь на свою сторону ту массу электората, которую называют "отказниками".
— Это те, кто по каким-либо причинам отказывается отвечать на вопросы социологов, — рассказывает Александр Вишняк из Института социологии НАН. — Среди них, как правило, много разочаровавшихся и вообще недовольных властью. Можно предположить, что как раз такие люди и решали судьбу БЮТ и Партии регионов, которая, в отличие от Блока Тимошенко, не досчиталась нескольких запланированных процентов.
Вишняк признает, что кампания БЮТ была наиболее эффективной технологически, причем часто блоку волей-неволей подыгрывали сами же оппоненты — как, например, в истории с нерегистрацией его списков в ЦИК, благодаря которой Тимошенко не исчезала из выпусков новостей. Именно тогда был зарегистрирован существенный рост рейтинга.
Научный руководитель Фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина добавляет, что бютовский прорыв удался еще и благодаря мобилизации неопределившихся граждан, которых больше всего было как раз в западном регионе (18%), тогда как в Донбассе и Крыму — лишь 6%.
— Причем нельзя сказать, — подчеркивает Бекешкина, — что Тимошенко забралась в чужую вотчину. На самом деле эти голоса были ничьи. Люди хотели конкретных обещаний — вроде того, что призыва в армию больше не будет, что вклады вернут. Секрет успеха Тимошенко в том, что она заговорила об этом первой и перехватила инициативу у других участников выборов. Тем временем НУНС половину кампании зачем-то эксплуатировал идею отмены депутатской неприкосновенности, мало кому понятную и интересную.
Опять в белом
Конкуренты БЮТ находились в ночь выборов под явным впечатлением от результатов Тимошенко. "Экзит-полы неточны. После подсчета ситуация изменится!" — как заклинание повторяли регионалы и диктовали прессе результаты собственных социсследований, прочащих БЮТ не более 27% голосов.
Впрочем, в штабе потенциальных союзников Тимошенко — блока НУНС — особой радости тоже не наблюдалось. Хотя БЮТ в своих 14 с чем-то процентах в общем не винили.
— Юля, конечно, молодец, а мы… Очень трудно, знаете, провести по настоящему эффективную кампанию, когда тобой руководят парни из Оклахомы! — жаловался один из новоиспеченных нардепов мегаблока на американских технологов, курировавших кампанию НУНС.
Руководитель партии "Собор", включенной в блок НУНС по квоте "Правиці" Анатолий Матвиенко согласен, что БЮТ хорошо потрудился над неопределившимся электоратом:
— Тимошенко сделала такой результат на популистских заявлениях, на дистанцировании от власти, хотя представителей БЮТ достаточно в местных советах. Она ведь давно не позиционирует себя как лидер оранжевой революции. Конечно, она, как и Тягнибок и Литвин, частично забрала голоса нашего блока, но противодействовать этому, занимаясь неприкрытым популизмом, извините, я лично просто не могу.
Президенту и его блоку, конечно, должно быть обидно за то, что, проделав фактически всю грязную работу (роспуск парламента, ночные договоренности с Януковичем и Морозом, блокирование работы Конституционного суда и т. д.), они остались позади Тимошенко. Но такова уж, видно, ее судьба — всегда оставаться в белом. Другое дело, что результат НУНС, по сути, показал уровень доверия к Ющенко и его потенциал на следующих президентских выборах, а это не может не волновать Секретариат.
— Тимошенко первой из наших политиков поняла одну простую вещь, — говорит политолог Дмитрий Выдрин. — Политика стала театром, где выигрывает образ, а не тексты. Поэтому, боюсь, политологи скоро останутся без работы, а их место займут стилисты и визажисты. Те голоса, которые она неожиданно набрала, — это неидеологические голоса, они перетекли к ней от бывшего электората разных политических сил.
Но, похоже, у Блока Тимошенко еще один, более значимый секрет успеха. По информации Фокуса, за день до голосования он молниеносно сменил своих представителей во всех двух сотнях окружкомов, тем самым обезопасив себя от фальсификаций. Если кто-то из уволенных и был подкуплен соперниками, то теперь не мог способствовать подтасовкам; на вербовку же новых людей у конкурентов просто не оставалось времени.
Ей — 30. А кто даст?
Не будет ли эта победа Тимошенко пирровой? Пока о конфигурации коалиции ходят разные разговоры. В частности, по нашим сведениям, наутро после выборов Тимошенко было предложено влиться в широкую (ее правильнее было бы назвать "широчайшей") коалицию, создание которой инициирует Ринат Ахметов. Неизвестно, предлагали ли Юлии Владимировне пост премьера, но, как бы там ни было, она уже отказалась.
Однако то, что Тимошенко, как мы уже упоминали, откровенно утерла нос Ющенко, может сыграть и против нее. Не выиграв выборы, Президент выиграл время: в недрах Банковой вполне могли вызреть сценарии по сдерживанию не только довольно предсказуемого Януковича, но и набирающей обороты леди Ю.
Первым примчавшись к Тимошенко с поздравлениями и розами без шипов, Юрий Луценко продемонстрировал разве что свое стремление создать оранжевую коалицию.
Но решать эти вопросы будет, естественно, никак не Луценко. Как и не Вячеслав Кириленко, которого официально делегировали для проведения переговоров с БЮТ о создании большинства.
Тимошенко это понимает, как понимает и ревностное отношение к ней Ющенко перед президентскими выборами, которые уже не за горами, поэтому торги между ними будут трудными. К тому же в них неизбежно вклинится Владимир Литвин — этому политику под силу как скрепить, так и сломать шаткую конструкцию оранжевой коалиции. Его небольшая фракция не просто может быть, а неизбежно будет востребована, поскольку союз БЮТ и НУНС в парламенте дает им в сумме около 229 голосов, эдакое большинство в обрез, которое могут вывести из равновесия всего 4 депутата.
А это опасно, особенно если учесть, что НУНС в ближайшем будущем ожидают шторма: анонсированное сращивание ее разнородных составляющих в единую партию вряд ли пройдет безболезненно. В общем, неслучайно в ночь выборов прошел слух, что Тимошенко первым делом посетила штаб Блока Литвина.
Итак, номинально Тимошенко действительно показала хороший результат, благодаря которому можно говорить о создании оранжевого большинства. Но это пока тактическая, а не стратегическая победа, а стратегия, как сказка, еще впереди.