Ахметов сдаст Януковича?
Коалиционные переговоры еще раз напоминают о том, что в политике не бывает постоянных друзей или врагов, а есть лишь постоянные интересы. В конечном итоге только они определяют жизнеспособность любой коалиции. Фокус выяснил, в чем состоят тайные и не очень устремления украинских политиков и к чему они их приведут
Ющенко и его вертикаль
В последнее время могло показаться, что Президент думает только о том, как не вступить в одну из рек дважды и не отдать премьерство по второму разу ни Тимошенко, ни Януковичу. На самом деле помыслы главы государства направлены на осуществление более серьезных планов.
Если просмотреть заявления Виктора Ющенко за этот год, станет очевидно, что усилия Банковой направлены на увеличение президентских полномочий, ослабленных политреформой. Яркий пример — недавнее желание Президента укрепить власть над своими "смотрящими" в регионах — губернаторами. Его новые предложения вовсе лишают правительство и местные советы возможности влиять на госадминистрации. Более того, Ющенко хочет, чтобы именно эти органы проверяли решения местных советов на соответствие Конституции. В этом контексте объяснимо его стремление создать двухпалатный парламент, одну из палат которого займут верные ему люди — губернаторы.
Также в Конституционном суде находится президентское представление о конституционности Закона "О Кабинете Министров". Но Ющенко не стал дожидаться решения КС, а просто потребовал (в нынешний понедельник) от политических сил отменить его в силу того, что этот закон является причиной политического кризиса. А заодно, напомнив о событиях в Генпрокуратуре, выступил за подчинение себе всех силовых ведомств. К тому же секретариат Президента продолжает разрабатывать новый вариант Конституции, который, судя по всему, предусматривает максимально возможное усиление роли главы государства. Так что, видимо, не зря пресса винит Ющенко в затягивании и усложнении коалиционных переговоров: сегодня Президент — единственный человек, в чьих интересах установление контролируемого хаоса в парламенте. Ведь в таком случае он не будет стеснен в наращивании собственных сил. "Если наступит поствыборный кризис, то президентская вертикаль должна взять на себя оперативное управление страной и обеспечить дееспособность власти", — выразился на этот счет в одном из интервью самый комфортный для Ющенко экс-премьер Юрий Ехануров.
Конечно, для полной вертикали требуется нейтрализовать Януковича и Тимошенко. Вопрос лишь в том, когда это сделать. Можно не допустить их к власти сейчас, но тогда они отыграются на президентских выборах. Можно обласкать сейчас — с обязательным условием не участвовать в президентской кампании. По информации Фокуса, в Партии регионов готовы рассмотреть даже такой вариант. А вот с Тимошенко этот номер вряд ли пройдет.
Тимошенко: вернуть раскладушкуПрактически все эксперты сходятся в том, что главная цель Юлии Тимошенко — власть, причем абсолютно неважно, как будет называться пост, дающий максимальные возможности. Если вдруг вся власть в стране перейдет к министру культуры, то Тимошенко сделает все возможное, чтобы получить именно это кресло.
Поэтому сейчас трудно сказать, намерена ли Юлия Владимировна способствовать дальнейшему усилению позиций премьера, либо любезно предоставит Ющенко возможность потаскать каштаны из огня, чтобы затем перенести раскладушку в кабинет на Банковой с уже расширенными президентскими полномочиями. У Тимошенко нет какой-либо четкой позиции по этому вопросу. С одной стороны, после оранжевой революции она выступала за отмену политреформы, с другой — увидев перспективу приструнить своих депутатов в местных советах, отдала голоса за выбивающий из-под Президента кресло Закон "О Кабмине".
По сути, Тимошенко в нынешней ситуации — едва ли не единственный крупный политик, который при любых сценариях мало что теряет.
Если она не получит премьерство сейчас или продержится на этом посту недолго и окажется в оппозиции, то ей легче будет добиваться новых выборов или президентского поста. В этом случае Тимошенко могут грозить только большие финансовые проблемы, поскольку не все олигархи-спонсоры из ее политсилы согласятся опять просиживать брюки в оппозиции. Пока же в прессу просочилась информация о том, что в интересы БЮТ входят экономический и энергетический блоки правительства. Идея фикс Тимошенко отказаться от услуг газового посредника "РосУкрЭнерго" и перейти на прямые поставки всем известна. В этом вопросе она как никогда последовательна, вот только неясны механизмы, которые позволят Украине получать газ напрямую по вменяемым ценам. Злые языки в разгар зимнего газового кризиса 2006 г. говорили, что такая жесткая реакция экс-газовой принцессы вызвана ее планами задействовать в поставках энергоносителей близкую к ней компанию "Итера". Что интересно, о возможном отказе от услуг швейцарского трейдера не так давно говорил и Ющенко, хотя в свое время именно его команда во главе с Алексеем Ивченко не без давления "Газпрома" завела "РосУкрЭнерго" в Украину.
Ах и Янь
Некогда монолитный донецкий клан сейчас переживает период смуты. Не секрет, что досрочные парламентские выборы состоялись в том числе и благодаря личной договоренности Виктора Ющенко с Ринатом Ахметовым. По сути, за попадание социалистов в нынешнюю ВР Янукович должен был переживать как никто другой, поскольку только в этом случае у него были шансы сохранить свой пост. Сейчас же высока вероятность того, что премьер окажется на обочине политической жизни. А если стороны договорятся о широкой коалиции, именно так и получится: назначать второй раз Януковича премьером Ющенко не пожелает, а Ахметов не станет на этом настаивать: ради политической стабильности, столь необходимой его бизнесу для продвижения за рубеж, можно будет пожертвовать и лидером ПР.
Это, конечно, не значит, что Януковича выведут из игры окончательно — равной замены ему в партии нет и не предвидится, Раиса Богатырева и Борис Колесников, которые пробовались на эту роль, пока не утверждены.
С другой стороны, попытке задвинуть Януковича будет активно противостоять он сам. Лидер ПР знает себе цену и, по некоторой информации, вовсе не намерен понижать свою должностную планку. Ему лучше гордо удалиться в оппозицию или на парламентскую работу, чем занимать унизительную должность министра при другом премьере. Тем самым Янукович сохранит свой рейтинг до 2009-го — года президентской избирательной кампании, в которой, по его признанию, он намерен принять участие.
Тест для Балоги
Непубличность главы президентского секретариата приводит к появлению разнообразных слухов о его будущем. Ему прочили посты премьера и вице-премьера, главы Киевской администрации и многие другие. Но Балога, чьими талантами антикризисного менеджера все так восхищались, как ни крути, провалил избирательную кампанию "Нашей Украины" - "Народной Самообороны". Не лучшими в ходе предвыборной борьбы были отношения между штабами "Нашей Украины" и НУНС, когда открыто конфликтовали балоговская и кириленковская группы.
После этого серому кардиналу Банковой во чтобы то ни стало нужно доказать Президенту свою профпригодность и необходимость. Тест на таковую — формирование или неформирование коалиции. Задача — в любом случае и при любом коалиционном раскладе добиться максимального соблюдения интересов главы государства.
Маневры Луценко
"Юра хорошо умеет собирать толпу, но он не знает, куда ее вести", — шутит политэксперт Андрей Золотарев.
Действительно, предвыборная кампания показала, что Луценко, свободно чувствующий себя на митингах и уличных акциях, в кабинетной политике скован.
С другой стороны, пространства для маневра за пределами площадей у него действительно немного. Широкая коалиция, как и все намеки на ее создание, приводят Луценко в искренний ужас: сотрудничество с регионалами, пусть даже вынужденное, не сулит ему спокойной карьеры и может погубить его рейтинг.
Можно предположить, что если Ющенко удастся сколотить подобие широкой коалиции, Луценко придется спасаться в мягкой оппозиции к Президенту, оставив виды на силовой блок в правительстве. Но в этом случае он неизбежно окажется в железных объятиях Тимошенко, так предусмотрительно им уже расцелованной. Даже повышенный интерес Луценко к Киеву не может реализоваться без благословения Тимошенко: ведь позиции БЮТ в Киеве и в Киевсовете прочны.
Всем нужен Литвин
Одним из сюрпризов политического года стала реинкарнация Владимира Литвина, сумевшего грамотно воспользоваться вялой кампанией НУНС и общественным предубеждением против Александра Мороза. Правда, в отличие от Мороза, Литвину не удастся получить за свою миниатюрную фракцию максимальные дивиденды.
"Ведущие политические силы из разных лагерей уже уверены, что Литвин у них в кармане, — говорит директор Института стран СНГ Владимир Корнилов. — Но Литвин как человек осторожный, а сейчас, по моим сведениям, ставший еще в несколько раз осторожнее, просто выжидает".
Скорее всего, Литвин действительно не хочет повторять опыт Мороза и как в омут с головой кидаться в один из возможных союзов.
Ведь тогда из держателя золотой акции он превратится в обычного участника коалиции, связанного всевозможными обязательствами. Так что в интересах Литвина держать дистанцию и дальше. Тогда договариваться с его политсилой нуждающимся придется каждый раз перед решающим голосованием, а это гораздо выгоднее.
Правы те, кто говорит, будто Литвин не борется за пост спикера. Шансы получить это кресло пока малы. Но среди отдаленных стратегических целей эта должность, без сомнения, Литвина манит. Из более близких локальных интересов Литвина называют пост вице-спикера, контроль над налоговой администрацией и сохранение на должности руководителя Государственной пограничной службы брата Николая. К тому же Литвин и его спонсоры заинтересованы в контроле над Киевом, в частности, в активном продвижении на первые позиции в городе кандидатуры главы Шевченковской горадминистрации Виктора Пилипишина (о его поддержке на пост мэра, по информации Фокуса, уже велись переговоры с БЮТ).
Остается лишь удивляться, как при таком количестве совершенно противоречивых интересов политики вообще могут о чем-то договориться. Очевидно, что при любом повороте событий по крайней мере одна из сторон оказывается недоудовлетворенной и в дальнейшем может сделать все для того, чтобы испортить настроение и остальным – например, сдать 150 мандатов и парализовать работу парламента (БЮТ и ПР способны на это запросто), прокатить кандидатуру премьера, не угодного Президенту (проющенковская часть НУНС), провалить важное голосование, не дав своих голосов (Литвин).
Однако кому-то придется все-таки остаться в проигрыше – пускай для недолгого, но выигрыша остальных.
Чего изволят? Где сталкиваются интересы политиков