Рискованный проект: зачем Украине мост от Крыма до Кубани

Виктор Янукович и Дмитрий Медведев договорились о строительстве сверхпроекта - моста между Крымом и Кубанью. Об этом недавно заявил премьер-министр Крыма Василий Джарты

Договорились пока предварительно: более предметно этот вопрос должен быть обсужден в середине мая, во время визита Медведева в Украину. Если проекту, с которым украинские и российские политики носятся уже не первый год, все-таки дадут зеленый свет, появится множество вопросов. Среди них - кто будет строить мост, за чьи деньги, по какому из возможных маршрутов и в каком формате. А главное - в какие сроки. Успеть до 2014 года, как то было бы удобнее всего для озабоченной сочинской Олимпиадой России, на практике очень сложно. Правда в пользу моста говорит масштаб стройки: по словам российского политолога Станислава Белковского, в Москве любят суперпроекты - на них можно много украсть.

История переправы

Связать мостом Крымский и Таманский полуостровы жители этих территорий мечтали еще в древности. Но до попыток построить полноценный мост дело дошло только во время оккупации Крыма нацистской Германией. В 1943 году фашистская администрация с личного одобрения Гитлера обустроила канатную дорогу и начала готовиться к строительству моста. Однако через несколько месяцев Крым был освобожден советскими войсками.

Где деньги лежат

В 2007 году Янукович вновь стал премьером. Тогда и было заявлено о готовности начать строительство полноценного моста, причем так, чтобы успеть к Евро-2012. Среди нескольких представленных вариантов предварительное одобрение получил проект фирмы "Спецфундаментстрой" из российского Геленджика. Смета оценивалась в $480 млн, сроки выполнения - два года. Тогдашний спикер парламента автономии Анатолий Гриценко называл этот вариант наиболее приемлемым - как наиболее экономичный из предложенных. Потом грянул политический кризис, роспуск ВР, смена украинских правительств, экономический кризис и всем заинтересованным сторонам стало не до моста.

И вот тема вновь стала актуальной. Сразу после встречи Виктора Януковича и Дмитрия Медведева в Харькове премьер Крыма Василий Джарты заявил о том, что на встрече была принята договоренность о строительстве моста. По словам Джарты, этот проект сильно поспособствует экономическому возрождению Восточного Крыма, увеличив поток грузов, идущий между ним и Краснодарским краем. Впоследствии в администрации президента уточнили, что никаких конкретных документов по этому поводу Янукович с Медведевым пока не подписывали, лишь кратко обсудив тему на словах. И, скорее всего, эта мост будет обсуждаться официально во время майского визита президента РФ в Украину. Тогда и решат, кто и сколько заплатит за строительство. Пусть к Евро-2012 уже явно не успеть, зато к Олимпиаде в Сочи - еще можно.

Правда, цены - и это главное - называются уже не те, что два года назад. По словам Джарты, ориентировочная сумма затрат на строительство моста должна составить около $1,4-1,7 миллиардов. На данный момент рассматривается пять-шесть вариантов, включая возможность постройки вместо моста подводного туннеля. Основным проектом, как и прежде, видится проект "Спецфундаментстроя". Обсуждается также возможность проложить по мосту коммуникации, включая трубопроводы для нефти и пресной воды (в Восточном Крыму с ней также бывают проблемы). В 2007 речь шла о относительно масштабных транспортировках нефти - до 30 миллионов тонн в год.

Уточним, что господин Джарты, похоже, поспешил со сметой: если еще не выбран конкретный проект, говорить о сумме в $1,7 миллиардов, определенно, рано. Так, туннель однозначно обошелся бы заметно дороже, тогда как первоначальный вариант "Спецфундаментстроя", напротив, был заметно дешевле. Насколько экономически оправдано строительство моста - также вопрос не однозначный. На данный момент недогружена даже паромная переправа. Мост пока выглядит пропагандистским политическим проектом.

Сдать до Олимпиады

Для уточнения деталей всей идеи автор связался с "Спецфундаментстроем". Представитель руководства компании, просивший не называть его имени, пояснил, что на деле "в работе" несколько проектов, включая и их собственный. Их проект - это 4,5 километровый мост 50-метровой высоты по северной части Керченского пролива, примерно от порта "Крым" до порта "Кавказ". То есть, буквально по маршруту действующей паромной переправы. Просочившуюся в медиа информацию о проектировании моста в южной части пролива до российского мыса Тузла (то есть, через одноименный украинский остров) наш собеседник отверг. Озвучивать цену вопроса он отказался, сославшись на то, что пока идут переговоры о формате путепровода, ее невозможно определить даже примерно.

"Это, как его, волюнтаризм"

Знаменитая фраза из "Кавказской пленницы" как нельзя более точно описывает ситуацию. Воскрешенный с подачи президентов двух государств символический мегапроект, в принципе, возможно воплотить. Но воплотить с соблюдением всех уже озвученных обещаний и предложений - вряд ли. Чем-то придется пожертвовать.

Мост не будет построен к Олимпиаде в Сочи. Это было бы наиболее прагматичным решением с технической точки зрения решением, но сильно расстроило бы российскую власть. Либо мост будет построен ударными темпами. Это неизбежно приведет к повышенным затратам и пониженному качеству работы. Что, учитывая специфику Керченского пролива, где дно состоит из грязевых вулканов и результатов их извержений, чревато катастрофой.

Есть и третий вариант: проект будет урезан до "программы-минимума" - без железной дороги и без трубопроводов. Но тогда сомнителен экономический смысл всей затеи. Остается только политика: Россия еще сильнее привяжет к себе Крым и Керченский пролив, решив задачу, которую не удалось дожать в 2003 году во время Тузлинского кризиса.

Виктор Трегубов, журналист, для focus.ua