ГТС, авиация, корабли: Янукович стремится к консорциуму с РФ
Команда Януковича-Азарова не отказалась от идеи создания газового консорциума и альянсов с Россией в области авиа- и судостроения. При этом власть согласна на подписание "нулевого варианта по активам бывшего СССР за рубежом
Как пишет газета "Сегодня", премьер-министр России Владимир Путин уже дезавуировал свое заявление об объединении "Газпрома" с "Нафтогазом", сказав, что оно может состояться в виде совместного предприятия. А от этого варианта до консорциума, по мнению издания, один шаг, ведь разница тут только в названии и в том, что пока предложение Путина предполагает СП, созданное двумя субъектами, в то время как украинская сторона настаивает на участии третьей - Европы.
Скорее всего, по информации газеты, третьей стороной станет немецкий "Рургаз", с которым у "Газпрома" давние контакты.
Как отмечает издание, консорциум или СП предполагает передачу ему в аренду украинской газовой трубы и (скорее всего) части подземных хранилищ на территории Украины. Как пишет газета, две основных выгоды, которые Украина хочет получить: модернизация ГТС на средства трех сторон и снижение базовой цифры в формуле расчета цены на газ для нашей страны до той, которую имеет "Рургаз" (это позволило бы снизить нынешнюю цену для "Нефтегаза" с $235 до $140-200 - в зависимости от условий договора), но пока российская сторона выступает против.
Кроме того, российская Объединенная авиастроительная компания (ОАК) создаст вместе с украинским "Антоновым" СП, которое будет заниматься закупкой материалов и комплектующих изделий для производства самолетов "АН", а также продажей и послепродажным обслуживанием. Прибыль от продажи и обслуживания будет делиться пополам, но она, как считают в издании, может значительно увеличиться за счет увеличения производства и продажи самолетов, особенно новых марок, производство которых без россиян невозможно.
В области судостроения Украина и Россия намерены реанимировать Николаевский судостроительный завод и другие украинские предприятия за счет российских заказов (прежде всего по ремонту кораблей Черноморского флота), а также о продаже россиянам построенного на 90% крейсера "Украина" - его достроят в Николаеве же, но уже за российские деньги (при этом до заключения сделки его переименуют, чтобы избежать обвинений оппозиции в "продаже Украины").
Также украинская и российская стороны готовят соглашение о "нулевом варианте" по активам и пассивам бывшего СССР. Как известно, эти договоры с Россией подписали все республики бывшего СССР, кроме Украины. Речь шла о том, что взамен на отказ новых государств от союзного имущества за рубежом Россия выплачивает их долю союзного госдолга, который к 1 января 1992 года составлял около $100 млрд.
Украина должна была получить почти 17% зарубежной собственности Союза и потому подписывать договор не спешила. Россия же тем временем выплатила все советские долги, включая украинскую часть - $14 млрд. Таким образом, если не подписать "нулевой вариант", долг Украины перед Россией увеличится на эти 14 млрд. При этом издание отмечает, что никто не подсчитал сколько стоят активы за рубежом (оппозиция оценивает его в $300-400 млрд). В частности, Россия не предоставила данных о золотовалютном запасе и Алмазном фонде СССР, недвижимости и банковских активах.
Как пишет газета, "нулевой вариант" еще в 2009-м хотела подписать Юлия Тимошенко, но это соглашение не состоялось из-за противодействия Виктора Ющенко.
Кроме того, сейчас готовятся соглашения с Россией о сотрудничестве в атомной энергетике По информации издания, Россия предоставляет кредит в 3-5 млрд. долларов для достройки третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС, при этом оборудование будет закупаться российское.
Также будут подписаны соглашения о сотрудничестве в гидроэнергетике (закупка российского оборудования для ГЭС), сельском хозяйстве, космической отрасли и др.