Пересадки в органах. Кому служат силовики Януковича
Президент полностью сконцентрировал в своих руках силовой ресурс. Чистка старых кадров завершена, на посты в СБУ и МВД пришли новые люди, Генпрокуратура схватывает все на лету. Однако от давних клановых противоречий силовые структуры не избавились
Акционеры
Все люди, так или иначе работавшие с СБУ последние несколько лет, прекрасно знали, о том, что Ягуарыч недолюбливает Антоныча, – слишком хорошо Антоныч играл на интересах разных групп, а Умка не любил Герасима. При этом Умка не нравился всем, так как он пришел из милиции и, начав работать в СБУ, жестоко обращался с подследственными. Кена, в свою очередь, считали чужим, но побаивались – все-таки миллиардер и стальной человек, к Наливахе относились снисходительно – красивый, хорошо говорит, но ничего не понимает в специфике работы.
Под каждым прозвищем, которыми наградили своих начальников работники украинской спецслужбы, скрывалась сильная политическая фигура.
Сейчас почти все руководители СБУ эпохи Ющенко, кроме разве что Кена, то есть Валерия Хорошковского, остались в прошлом. Но еще полгода назад Служба безопасности представляла собой лоскутное одеяло, сотканное из интересов разных политических и экономических групп. По коридорам Владимирской, 33 ходили люди, которых ассоциировали с Верой Ульянченко, Виктором Ющенко, Виктором Балогой и Юлией Тимошенко. Все они были представителями акционеров частной компании "Служба безопасности Украины", озабоченной, как и каждая украинская госструктура, зарабатыванием на хлеб насущный.
– Иногда доходило до абсурда, – рассказывает уволенный не так давно из органов сотрудник СБУ. – У нас в Департаменте контрразведки были управления, которые полностью дублировали функции Департамента по защите национальной государственности просто из-за того, что начальство департаментов принадлежало к разным политическим лагерям.
Сейчас компания "СБУ", как и остальные правоохранительные органы, оказалась приватизирована одним, монопольным покупателем. Новый собственник резко проредил менеджмент силовых структур. В частности, в СБУ лишились должностей все начальники департаментов и многие начальники управлений, "под нож" пустили пятую часть сотрудников центрального аппарата Департамента контрразведки. Примерно так же обстоят дела и в МВД.
– В министерстве сняли всех замов, почти всех начальников областных управлений, начальников департаментов уголовного розыска. Даже после 2004 года оранжевые оставили около трети старых сотрудников на командных должностях, – отметил источник Фокуса в МВД.
Как говорят знающие люди, новый министр внутренних дел Анатолий Могилев более политически зависим, чем его предшественник Луценко: он лично отчитывается перед Януковичем и во всем ему подчиняется. Похожей, на первый взгляд, выглядит ситуация в Генпрокуратуре и СБУ. По крайней мере, сейчас эти структуры явно подыгрывают Банковой, проводя масштабные расследования против чиновников Кабмина Тимошенко. Казалось бы, лоскутное одеяло заменили на пуховую перину, и все силовые структуры оказались подчинены одному человеку. Однако так ли это однозначно, как кажется?
Сами замы
– Ну, начали уголовные дела после президентских выборов. Как начнут, так и закончат. В 2005 году примеры были еще более жесткие – стоит вспомнить только СИЗО Колесникова. И ничего, все живы, все здоровы, – отметил в разговоре с Фокусом влиятельный сотрудник одного из силовых ведомств.
Это достаточно трезвый взгляд на происходящее. Сейчас кажется, что Виктор Янукович установил полный контроль над силовой вертикалью, однако это не совсем так. Как отмечают источники Фокуса, несмотря на схожесть, в МВД, СБУ и Генпрокуратуре сложились свои, уникальные ситуации, каждую из которых следует рассматривать отдельно. По их словам, ближе всего к монополии приблизилась милиция. "Могилев начал налаживать очень крепкую вертикаль под себя, наводнил органы преданными людьми", – отмечает источник Фокуса в МВД. Впрочем, по его словам, даже в некоторых заместителях министра просматриваются интересы разных провластных группировок. Например, один из замов Могилева Василий Мармазов – сын нардепа от КПУ Евгения Мармазова. Он работал на этой же должности, когда главой МВД был Василий Цушко. Еще один замминистра внутренних дел Валерий Корячкин, наоборот, считается очень близким к Януковичу. Говорят даже – они кумовья. Сейчас бывший налоговик Корячкин курирует в МВД "экономику". А это означает, что президент не хочет выпускать из-под прямого контроля вопросы финансовых потоков, предпочитая иметь в окружении Могилева, которого считают близким к регионалу Василию Джарты, своего человека. Кроме того, по словам источника Фокуса, нарастает противостояние между Могилевым и вице-премьером Владимиром Сивковичем.
– Сегодня немногочисленные люди Сивковича, работающие в руководстве министерства, фактически изолированы. Он как опытный манипулятор дестабилизирует руководство милиции заявлениями о том, что осенью грядут перестановки в высшем эшелоне министерств, в том числе и МВД. Хотя у него почти нет полномочий для того, чтобы продавливать свои решения. Только телефонная трубка и звонок Януковичу, – утверждает источник.
Нужные кадры
Несколько иная ситуация наблюдается в СБУ. Сейчас можно констатировать, что ведомство находится под полным контролем. Только не Виктора Януковича, а Валерия Хорошковского. По словам источников Фокуса в СБУ, руководитель Службы выставил на первые позиции людей, которые обязаны своим назначением лично ему. Например, первый зам СБУ Владимир Рокитский, по слухам, работал с Хорошковским в коммерческих структурах, еще один зам – Владимир Химей был ответственным за прослушку СБУ и не считался креатурой какой-либо политсилы. Как известно, самого Хорошковского связывают с группой влияния Фирташа – Бойко – Левочкина.
Генпрокуратура пока также держится в фарватере Януковича. Однако это силовое ведомство остается в зацементированном состоянии из-за невозможности назначить нового генерального прокурора до осени, когда истекут полномочия Александра Медведько. Последний 4 года проработал при Ющенко, и именно этим объясняется то, что из Генпрокуратуры пока не уволили последнего силовика бывшего президента – Николая Голомшу. Однако подковерная борьба за кресло генпрокурора идет полным ходом. Пока на это место претендуют заместитель главы Администрации президента Геннадий Васильев, с чьей подачи, по некоторым данным, и было возобновлено уголовное дело против Тимошенко, и давний товарищ Януковича Виктор Пшонка.
Большое перемирие
Сплоченность и монолитность силовых органов при новой власти – это большой миф. Как и в случае с силовыми органами времен Ющенко и Тимошенко, руководство МВД, ГПУ и СБУ представлено разными политическими крыльями одной региональной команды. Поэтому положение дел в этих структурах сходно с ситуацией годичной давности, но с одной лишь разницей – пока в Партии регионов нет острых конфликтов, способных перейти в публичную фазу. Если на фоне внутрипартийных бизнес-противоречий эти конфликты появятся, силовые органы начнут азартно воевать друг против друга: МВД снова может развязать негласную войну с СБУ, а Генпрокуратура – начнет отбирать уголовные дела из производства других ведомств для того, чтобы похоронить их в своих недрах. Удастся ли этого избежать, сейчас зависит только от Виктора Януковича и его умения удовлетворять разнонаправленные клановые интересы внутри своей команды.
Сергей Высоцкий, Наталья Бублий, Фокус