Непростое большинство

Пока НУНС и БЮТ уверяют, что почти создали новую оранжевую коалицию, часть политиков прикидывает, как обустроить парламент без коалиции вообще. На всякий случай

Related video

Пожалуй, первым, кто сказал о такой возможности вслух, оказался Тарас Чорновил. Как и полагается регионалу, в возможность коалиции БЮТ+НУНС он принципиально не верит, однако в работоспособности Рады не сомневается. "Конституция запрещает распускать парламент в течение года после перевыборов, — рассуждает он, — так что может возникнуть ситуация, когда Рада будет работать без коалиции. При простом (226 голосов — Фокус) большинстве".

По большому счету, Чорновил, как это часто бывает, высказал вслух то, о чем кулуарно говорят многие политики, причем из самых разных политсил. Так, по информации Фокуса, бескоалиционный парламент вполне явственно представляют себе в Блоке Литвина. Его лидер, как известно, до первого заседания Рады решил сохранять нейтралитет по отношению к остальным фракциям и всяческим коалициям. А золотую акцию, видимо, и еще дольше.

Расчет тут простой: для "загрузки" Верховной Рады, по закону, вполне достаточно и 2/3 народных избранников. То есть стоит минимум 300 депутатам принять присягу — и Рада считается правомочной. Ее как сформированную в результате перевыборов нельзя разгонять год. И коалиция для этого действительно не нужна. "А чтобы принимать законы, достаточно будет и ситуативного большинства", — размышляет источник Фокуса. "Вот это будет настоящая демократия, — иронизирует он, — ни у одной из сил не будет постоянного перевеса".

Получиться такой вариант может запросто: если те, кто сейчас пытается сформировать большинство, все-таки перессорятся из-за должностей и разбегутся.

"Это возможно, если не состоится ни широкая, ни узкая коалиция и если на основные должности (спикера, премьера — Фокус) не будет проголосован ни один кандидат ни от одной политсилы, — говорит политолог, бывший бютовец Дмитрий Выдрин. — И насколько я знаю, это один из основных вариантов, которые сегодня рассматриваются".

При такой анархии парламент, конечно, не сможет назначать правительство (статьи 83 и 106 Конституции Украины предельно четки: кандидатуру премьер-министра в парламент вносит Президент с подачи коалиции депутатских фракций). "В этом случае премьером, конечно, останется Виктор Янукович", — резюмирует тот же Чорновил. Причем как минимум еще на год. Разве что с приставкой "и. о.", что сути дела не меняет, так как Президент при всем желании уволить Кабмин по действующей Конституции не может. Зато Рада сможет проголосовать за бюджет-2008, если, конечно, на это согласятся 226 депутатов.

Но это совсем уж крайний случай. В среде регионалов рассказывают еще один, "заточенный под Президента", сценарий работы бескоалиционного парламента: с подачи сторонников широкой коалиции (однако без ее формирования), Верховная Рада может обратиться к Президенту с просьбой, учитывая чрезвычайную ситуацию, самому внести кандидатуру премьера, а до этого избрать лояльного к президенту спикера. Может быть и такой вариант, как подача Президенту кандидатуры будущего премьера по решению не коалиции, а Верховной Рады в целом. С соблюдением всей демократической процедуры: обсуждением кандидатур, альтернативным голосованием по каждой и т. д. 226 голосов для этого найдется.

"На самом деле для того, чтобы создать новое правительство, достаточно иметь политическую волю, кандидатуры, а также договор между политическими силами, который позволит за все это хотя бы единожды проголосовать. Коалиция, как и ее отсутствие — это лишь вопрос технологии", — отмечает политолог Андрей Ермолаев.

Самое интересное, что такой вариант хаоса при определенных обстоятельствах может оказаться выгоднее для всех. Для регио­налов — потому что дает возможность на год остаться у руля; Президенту — так как дает шанс избежать нежелательных назначений и коалиций, а то и взять это в свои руки; силам, вроде КПУ и Блока Литвина, — потому что даже их немногочисленные голоса в некоторых случаях могут быть решающими. Менее всего он выгоден БЮТ, но при определенных обстоятельствах там могут стерпеть и это — все лучше, чем какой-нибудь "компромиссный премьер" в коалиции демократических сил, оппозиция при широкой коалиции или быстрые перевыборы (в БЮТ надеются отдохнуть от них).

В проигрыше только страна — вялотекущая коалициада растянется еще минимум на год.