Припарки не помогут
После того как «Наша Украина» с чувством глубокого неудовлетворения вышла из-за стола переговоров о вхождении в антикризисную коалицию, Блок Юлии Тимошенко утратил монопольное право называться парламентской оппозицией. О перспективах объединения оппозиционных усилий БЮТ и «НУ», возможности развала их фракций в парламенте и многом другом рассказал Фокусу второй человек в команде Юлии Владимировны – Александр Турчинов
Александр Турчинов
31 марта 19641986 – 1987 гг.1987-1990 гг1990-1991 гг.1992 -1993 гг.1993 гг.В 1998-2005 г.С февраля по сентябрь 2005 г.В 2006 г– Александр Валентинович, как вы оцениваете инициативы Президента по реформированию своего секретариата?
– Президент подписал себе приговор, когда отказался распускать парламент, инициировал подписание Универсала и внес в парламент представление о назначении Виктора Януковича премьер-министром Украины. Теперь мы видим, как сжимается петля на шее Президента, не как гражданина Ющенко, а как института государственного управления. С другой стороны, мы видим, как здание Кабинета Министров превращается в офис SCM Рината Ахметова, а секретариат Президента – в офис "ИСД". Но это вряд ли изменит расклад сил, потому что никто не сможет за Ющенко выполнять роль Президента. Аппарат может готовить проекты решений, может рекомендовать поступить так или иначе, писать тексты президентских выступлений, создавать какие-то информационные волны, но решения может принимать только один человек — Ющенко. Насколько эффективные решения принимает глава государства — мы уже имели возможность убедиться. На этой должности его не заменят ни Балога, ни Гайдук.
– Разве привлечение представителей "Индустриального союза Донбаса" в секретариат и назначение Виталия Гайдука секретарем СНБОУ – не логичный шаг Президента для усиления своих позиций в противостоянии с Кабмином?
– Одним из лозунгов избирательной кампании Виктора Ющенко было разделение власти и бизнеса. И назначение одного из самых богатых людей в стране на политическую должность – не лучший вариант воплощения этого тезиса. Но я бы не преувеличивал влияние и возможности, которыми обладает секретарь Совбеза. Инструментов прямого воздействия на ситуацию у Президента не осталось. И если их нет у руководителя СНБОУ, коим является глава государства, то, соответственно, нет и у секретаря.
К большому сожалению, усиление влияния людей бизнеса в окружении Президента может привести к тому, что вопросы будут решаться не публично, как это принято в цивилизованных странах, а в плоскости бизнес-интересов. Неизбежно возникнет милая сердцу коррупционера ситуация как при Кучме: один клан получает трубу, другой — порт, третий – "Криворожсталь"… Меня насторожило то, что последние кадровые назначения Президента были поддержаны и премьер-министром, и всеми лидерами Партии регионов.
— Петр Порошенко заявил, что указ о назначении Юлии Тимошенко секретарем СНБОУ был готов, и в нем лишь не была проставлена дата. Что же изменило решение Президента?
— Мне ничего не известно о таком указе. Тема о назначении Тимошенко фигурировала и в средствах массовой информации, и в коридорах власти. Если бы это произошло, то Ющенко традиционно смог бы спрятаться за политическую фигуру. Гайдук такой фигурой не является, а Юлия Тимошенко, уверен, могла бы перевести противостояние Президента и премьера на чисто политический уровень, в отличие от Гайдука, который может все свести к кулуарным договоренностям.
Я думаю, само окружение Президента могло испугаться этого назначения. Они прекрасно понимали, что не смогут играть на двух досках сразу: договариваться с донецкими корпорациями и одновременно говорить о любви к Украине. Надо любить либо страну, либо капиталы. Совмещать это очень сложно. Поэтому окружение Президента, которое запустило эту информацию, чтобы напугать "донецких" и склонить их к подписанию коалиционного соглашения на условиях, предложенных Ющенко, затем испугалось такой перспективы.
Когда я получил информацию о возможном назначении Юлии Владимировны, то выступил против этого. Потому что в таком случае мы снова лишились бы свободы в своей политической деятельности. Нам было бы сложно критиковать президентскую ветвь власти. Я уверен, что вина за проблемы, которые сейчас существуют в Украине, лежит не только на Януковиче и его команде. Надо всегда помнить, кто привел их к власти. Поэтому на Ющенко лежит не меньшая ответственность, чем на Януковиче.
– Некоторые политологи считают что "Наша Украина" и БЮТ, несмотря на очевидное отдаление Ющенко от своих бывших соратников, остаются его политическим резервом, который он может использовать в противостоянии с премьер-министром. Вы согласны с этим?
– Нас никто не может использовать. Мы служим людям, которые за нас проголосовали. А Президент может использовать свой секретариат, свой кабинет, свое кресло.
Я думаю, проблема Виктора Андреевича заключается в том, что он может лишиться даже "любих друзів", опуская "Нашу Украину". Этот блок говорит об оппозиции, Президент говорит: "Нет! Будет широкая коалиция". Они говорят, что министры должны уйти из Кабмина Януковича, а он говорит: "Нет! Пусть работают". События последних дней, когда "Наша Украина" делала жесткие заявления об уходе в оппозицию, а Президент их дезавуировал, серьезно подрывают политическую перспективу пропрезидентского блока. Можно по-разному относиться к "любим друзям", но, лишившись их, Ющенко может не получить новых. В политике очень важно понимание перспективы. Люди не понимают, куда ведет их Президент, и поэтому они вряд ли будут маршировать под его знаменами.
– То есть раскола "Нашей Украине" не избежать?
– Проблема ее целостности заключается в различии целей двух политических лагерей, входящих "НУ". Представители одного из них пытаются сохранить политическую силу под названием "Наша Украина". Отсюда и декларации о переходе в оппозицию. Цель другой группы "нашеукраинских" политиков, которые всегда, при любых условиях, будут на стороне сильных и не связывают себя с политической перспективой, – договориться с "регионами", чтобы сохранить свой бизнес. К первым я бы отнес Николая Катеринчука, профессиональных политиков из Руха. А после недавних действий Президента среди сторонников этой линии окажутся "столпы", на которых держалось все нынешнее окружение Ющенко – Петр Порошенко, Роман Безсмертный и другие.
Ко второму лагерю я бы отнес группу Анатолия Кинаха, по крайней мере, от его людей мы слышим заявления о необходимости продолжать переговоры с антикризисной коалицией. Но, я думаю, что Кинах — опытный политик и должен понимать, что перспективы с "регионами" у него быть не может.
– Создание единой оппозиции, состоящей из БЮТ и "Нашей Украины", реально?
– Это зависит от их решения. Если вся фракция перейдет в оппозицию, то мы будем координировать действия со всей фракцией. Если в оппозицию прейдет часть "Нашей Украины", будем работать с этой частью. Но я рекомендовал бы даже не обсуждать тему, предложенную нашими коллегами, о создании какой-то оппозиционной конфедерации. Хватит нам этих выкрутасов! Там вели переговоры, теперь здесь вести переговоры… В оппозиции? Давайте работать. Не решили для себя, кто вы такие, – решайте!
– В БЮТ, кажется, тоже наблюдаются раскольнические тенденции среди депутатов, связанных с бизнесом?
– От предательства никто не застрахован. Мы не исключаем, что можем потерять еще несколько "штыков", но миф о массовом исходе из нашей фракции депутатов, которые когда-то занимались экономикой, не подтвердился. Нам предрекали чуть ли не пятьдесят процентов потерь сразу после начала осенней сессии, а в итоге — один или два человека подписали заявление о том, что они предают своих избирателей и идут в большинство. Массового исхода нет. И наши оппоненты могут не тешить себя подобными надеждами. Я не готов прогнозировать, сколько еще депутатов может уйти, но это будут считанные единицы. Кого-то могут сломать, как тех пять или семь человек, которые откололись раньше, но массового исхода не будет. Положение наших политических оппонентов — слишком проблемное. Все их политические шаблоны о том, что когда они придут к власти, то всем станет хорошо, – рушатся. Миф о мудром хозяйственнике Януковиче развеивается. И после этой зимы отрезвление придет к очень многим. Не только в парламенте, но и на востоке Украины, среди людей, которые поверили в их лживые обещания.
– С чем вы связываете оттягивание руководством парламента избрания вице-спикера Верховной Рады, на должность которого претендует БЮТ?
– Это связано с тем, что наши оппоненты пытаются выхолостить закон об оппозиции и не дать оппозиции ни одного механизма для реального обеспечения контроля за деятельностью власти. Если это удастся, то в кресло вице-спикера они посадят своего человека.
– А как насчет версии о том, что эту должность использовали в торгах на коалиционных переговорах с "Нашей Украиной"?
– Это характерная вещь. Нас мало интересуют их умозаключения и схемы. Мы четко декларируем свои позиции и меня не интересует, кто с кем и для чего торгуется. Мне интересно одно: мы создаем цивилизованные отношения между оппозицией и властью или по старинке будем превращать политику в гражданскую войну.
– Заработал Конституционный суд. Вы собираетесь подать в него представление об отмене политреформы?
– Мы считаем, что эту Конституцию можно перекраивать сколько угодно, но если ей сломали хребет, то никакой массаж и припарки не помогут. Все противоречия в Конституции надо развязывать не путем замен или отмен отдельных норм, а принимая целостный документ. Допускаю, что сценарий, предполагающий отмену политреформы, может быть осуществлен. Но это не станет точкой в конституционном диалоге. Во фракции БЮТ решение о направлении представления в конституционный суд не принималось.