Навстречу выборам
Именно под таким девизом будут действовать Президент, Кабмин и Верховная Рада в будущем году. Этим фактором станут руководствоваться все политики: ведь президентская кампания стартует, по политмеркам, совсем скоро – в конце 2009 года
Секреты Секретариата
Президент на взводе: следующий год для него – последний, когда он может сделать что-то важное, чтобы изменить свой рейтинг. В 2009-м ничего изменить уже будет нельзя – только корректировать. Так, по крайней мере, считает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. Так что о президентских инициативах, "засветившихся" на парламентских выборах, в течение 2008-го мы услышим не раз. А еще Виктору Ющенко предстоит, по выражению политолога и народного самооборонщика Олеся Дония, "сконцентрировать в своих руках властные полномочия". Поэтому он будет как никто другой настаивать на реформе Конституции, ведь в обновленном Основном Законе можно прописать для себя все необходимое.
Отставка Балоги в будущем году, полагают эксперты, может только сниться его противникам, хотя главу СП обвиняют "всех смертных грехах" даже в родном НУНС. "Те, кто сейчас активно критикует Балогу, забыли, в каком политическом положении был Президент год назад. Именно благодаря менеджерским способностям Балоги Секретариат структурировался и стал действующим элементом политики", – говорит по этому поводу Фокусу Виталий Бала.
Пусть Балогу называют "новым Медведчуком", а все же достойной альтернативы ему у Президента нет, особенно сейчас, когда нужна жесткая рука для продавливания той же конституционной реформы. Кроме того, у Виктора Ивановича, как говорят в Секретариате, имеется еще одно полезное свойство: он своего рода громоотвод, эдакий "плохой полицейский" при Ющенко, принимающий на себя весь негатив и сохраняющий репутацию главы государства.
Глядеть в оба ведомству Президента придется, по крайней мере, в трех направлениях: сдерживать амбиции правительства Тимошенко, чтобы оно не посягало на президентскую вотчину и не пиарилось на поле главы государства; сдерживать НУНС от разбродов и шатаний; ну и, конечно, поддерживать хорошие отношения с оппозицией – чтобы не рванула вдруг из Рады и не блокировала ее работу.
Кабинетная политика
Испытание для Тимошенко – вот главная характеристика, которую дают второму сроку Леди Ю. Ее правительству предстоит нелегкий 2008-й – в чем-то даже более сложный, чем дебютный 2005-й. Тимошенко, по прогнозам Олеся Дония, будет разрываться между проведением масштабных, но не всегда понятных народу реформ и популистскими решениями, выгодными в свете предстоящих выборов.
"Тимошенко нельзя уходить с поста до тех пор, пока она не зарекомендует себя успешным премьером!" – говорят тем временем в БЮТ. Поэтому "даме сердца" придется мириться на своем посту с некоторыми "нельзя".
Нельзя ссориться с Секретариатом Президента, хоть тот будет совать нос во все правительственные дела, иначе есть риск потерять расположение НУНС и коалицию как таковую. Нельзя действовать непопулярно и непонятно для народа, иначе рейтинг пойдет в минус. Таким образом, по мнению политолога Андрея Ермолаева, от правительства стоит ожидать повторения реприватизационных идей и уже знакомую активную популистскую политику на рынке ЖКХ и энергетики. Вырученные за счет приватизации и реприватизации деньги будут направляться на социальные проекты и в отрасли с быстрым оборотом (например, в ЖКХ или строительство). Это даст быстрый видимый эффект в ближайшие два года, а все негативные последствия проявятся несколькими годами позже.
В единстве сила – Тимошенко придется убеждать в этом свой Кабмин и поддерживать в нем мир всеми силами, потому что распрей-2005 избиратель ему уже не простит. Ну разве что эти распри удастся повесить на Президента.
Скрытая угроза для премьера кроется в возможных искусственных кризисах. "Наша экономика достаточно монополизирована, поэтому договоренность нескольких крупных игроков на том или ином рынке вполне может привести к повышению цен", – говорит союзник Тимошенко по демкоалиции Олесь Доний. По мнению многих политиков, вероятность осуществления угрозы зависит, в частности, от отношений Тимошенко с Ринатом Ахметовым. Он уже успел предупредить, что намерен сотрудничать с тимошенковским Кабмином, если он будет вести себя вежливо, и намекнул: в случае наездов станет общаться с ним совсем иначе.
Конфликты между Тимошенко и, скажем, Виктором Балогой (вроде памятной вражды Тимошенко – Порошенко), по мнению экспертов, если и будут, то публичной огласки не получат. В этом никто не заинтересован – печальные итоги 2005 года стали хорошим уроком для всех. Разве что Президент и премьер не смогут терпеть друг друга настолько, что разбегутся по обоюдному согласию, решив одновременно форсировать и президентские, и парламентские выборы.
Парламентское выражение
Умеющий дружить практически со всеми Яценюк – находка для разделенного почти пополам парламента, в этом сходятся практически все эксперты и, как ни странно, политики тоже. Его одинаково нахваливают, скажем, и Александр Мороз, и "Наша Украина", и Ринат Ахметов, причем за одни и те же качества. По мнению Олеся Дония, у Яценюка не должно возникнуть больших проблем на посту спикера, потому что он быстро учится и умеет сохранять со всеми хорошие отношения. "К тому же у него было много людей, которые ему помогали и думали, а, возможно, думают до сих пор, что он их человек", – отметил Доний.
Обуздать оппозицию Яценюку вполне по силам, считает Виталий Бала. В Партии регионов есть немало политиков, заинтересованных в сотрудничестве, и среди них молодой спикер вполне может найти здравомыслящих депутатов, которые могут стать ситуативными сторонниками по некоторым вопросам.
Тем не менее, считает Андрей Ермолаев, термин "управлять парламентом" к Яценюку применить нельзя. Он все-таки не стал компромиссным председателем ВР, а это значит, что на первом этапе будет восприниматься как выразитель интересов только половины парламента и лично Президента. Отсюда вывод: Яценюку придется становиться самостоятельным политиком и действовать в чем-то без оглядки на Секретариат.
Сыграть в свою игру, ему, скорее всего, придется – если он захочет стать авторитетом для всей Верховной Рады, а не только для коалиции. В конце концов, не зря и Мороз, и Литвин всегда воспринимали спикера как посредника между враждующими властями. Правда, никому из перечисленных аксакалов так и не удалось стать настоящей третьей силой. Но у нового спикера, судя по послужному списку, выдающиеся способности – может, у него и получится.
Раздвоение парламента, в общем-то, уже не новость: ВР поделилась на две части – ту, которая будет обслуживать новое правительство, и ту, которая станет ему целенаправленно мешать. Любопытно другое: те и другие часто будут обнаруживаться в одной и той же политсиле. И примеров тому 2008 год продемонстрирует немало.
Также читайте в свежем номере журнала Фокус о непростых взаимоотношениях коалиции и оппозиции, о перспективе роспуска Верховной Рады и отставки Президента.