Тимошенко сама захотела...

Вторничное неудачное голосование за Тимошенко дало повод регионалам   поговорить о «широком» большинстве. Самой же Юлии Владимировне впору было думать, зачем ей вообще премьерство такой ценой 

Цветущая триумфаторша 2005-го – в 2007 Тимошенко выходила на трибуну скорее в тревоге и напряжении, чем в предчувствии победы. Ее и не получилось. Очередному унижению ("Это просто знак свыше какой-то!" – шушукались в кулуарах регионалы после того, как табло Рады дважды продемонстрировало непроходную цифру "225") предшествовали месяцы избирательной кампании и договоренностей со всеми, с кем только можно. За это время Тимошенко успела сделать всем столько уступок, что сложилось впечатление: в премьеры она идет скорее по инерции: выгод почти не осталось.

Уступила так уступила
Чтобы максимально ублажить оранжевых партнеров, БЮТ пошел на максимальные уступки еще до назначения перевыборов, согласившись делить портфели в будущем правительстве 50 на 50. Следуя опять-таки пожеланиям НУНС, Тимошенко не стала использовать в избирательной кампании свой излюбленный лозунг о "выборах премьера", заменив его абстрактной борьбой за справедливость, а уже в процессе поствыборных переговоров отдала под контроль президента силовой блок. Под давлением "балоговской группировки" в НУНС безропотно приняла замену удобного для себя кандидата в спикеры Вячеслава Кириленко на загадочного и потенциально опасного Арсения Яценюка и лично дежурила возле урн, проверяя, как голосуют за него депутаты.

Тимошенко согласилась на ревизию скандального Закона "О Кабмине", – хотя принимая его вместе с Януковичем в январе не скрывала, что заинтересована в документе лично; "дама сердца" вынуждена будет терпеть в своем правительстве министра Еханурова, которого никто не может заподозрить в излишних симпатиях к ЮВТ. Но и этого Банковой оказалось мало: из последних требований, по слухам, Фонд госимущества, таможня, налоговая.

Для полной картины уступок Тимошенко осталось только публично отказаться от президентских выборов, а по циркулирующим в интернете слухам она даже уже это сделала: в личном разговоре с президентом ("нашеукраинка" Лилия Григорович сообщала, что Тимошенко заявила о намерении поддержать Виктора Ющенко на следующих президентских выборах в 2009 г. в случае успешной работы коалиции).

Впрочем, даже такая страшная клятва на будущее не может быть более угрожающей, чем перспектива работать с крохотным парламентским большинством, с которым не только назначение премьера, но и каждое последующее решение может оказаться сущим посмешищем.

Императивный мандат, в котором сосредоточилась последняя надежда Тимошенко на крепкое большинство – пока из области договоренностей, и то не факт, что осуществимых: в НУНС масса противников "крепостного права" для депутатов (к таковым относятся, например, Владислав Каськив, Николай Катеринчук, Анатолий Матвиенко).

Канатоходка
– Если Тимошенко станет премьером, то Ющенко формально добудет свой срок и уйдет в политическое небытие, – прогнозирует регионал Нестор Шуфрич, – мы же станем свидетелями противостояния Тимошенко – Янукович. С оппозиционной площадки ему удобнее идти на президентские выборы и выиграть их, после чего будут досрочные парламентские.

А его коллега Вячеслав Коновалюк уверен, что на следующий день, после того как Тимошенко станет премьером, она будет думать, как создать коалицию с ПР.

Конечно, регионалы во многом выдают желаемое за действительное, но определенная логика в их словах есть. Коалиция – не коалиция, но Кабмину Тимошенко постоянно придется находиться в поиске ситуативных партнеров. Проще, казалось бы, договориться с "карликами", и такие переговоры велись и с коммунистами, и с Блоком Литвина, но они блокировались Партией регионов и, в какой-то степени – НУНС.

– Ни при каких условиях НУНС не будет голосовать за представителя КПУ на должность первого вице-спикера или вице-спикера, – вещал с парламентской трибуны Роман Зварыч, ставя таким образом крест на попытках Тимошенко привлечь голоса коммунистов. БЮТ ничего не оставалось, как солидаризироваться со своими партнерами по коалиции.

С Литвиным также все непросто. Один из первых визитов после объявления результатов экзит-полов Тимошенко нанесла как раз к нему, поскольку понимала, что 230 голосов (на тот момент БЮТ+НУНС давал примерно такую цифру) ей будет мало для стабильной работы. Она могла пообещать Литвину пост спикера, но у НУНС было свое мнение на этот счет. И не суть важно – Кириленко бы это был или Яценюк. Ситуация очень напомнила 2005 год, когда чуявшая неладное Тимошенко изо всех сил продвигала на спикерский пост Мороза, но ничего не смогла поделать с амбициями Петра Порошенко. Есть, правда, одно отличие – Литвин не мог так откровенно перекинуться в противоположный лагерь, как это сделал обделенный Мороз. Не потому что не хотел, а потому что не было смысла: до большинства комбинация ПР+КПУ+Блок Литвина просто не дотягивает.

– Бесспорно, нам предлагали посты, но наша позиция неизменна, – говорит Фокусу депутат от Блока Литвина Олег Зарубинский. – Просто присоединяться мы ни к кому не собираемся. И, соответственно, голосовать за кандидатуру премьера должна коалиция, которая его выдвинула, как принято в Европе.

Бютовцы же утверждают, что стройность рядов коалиции нужна только для ключевых голосований, а в дальнейшем всерьез рассчитывают на ситуативные голоса.

– Трудно представить, что Регионы просто из вредности не проголосуют, например, за вступление в ВТО, – сказал Фокусу один из соратников Тимошенко. – Так что все не так страшно.

Второе дыхание
Зачем Тимошенко такое куцее премьерство, полагающееся к тому же на непредсказуемый НУНС – остается только гадать. Причем версии даже среди политиков есть разные.
– В оппозиции, конечно, было бы выгоднее (с точки зрения политических перспектив – Фокус), – признает Роман Зварыч, но тут же переходит к пафосному слогу: – Кто-то должен исправлять то, что сделала эта власть! Поэтому нужно забыть о том, что легче, и взять на себя ответственность за то, что будет происходить в стране. Она все правильно делает!

Солидарен со Зварычем бютовец Андрей Шкиль, утверждающий, что "если оставаться в оппозиции, то правительство ПР доработается до того, что не станет той страны, где можно будет быть президентом".

В стане противников стремление Тимошенко к премьерству во что бы то ни стало объясняют банальнее – долгами перед спонсорами БЮТ, которые уже засиделись в оппозиции.

Показательным в этом отношении выглядит наличие в проекте состава Кабмина, внесенного в Раду на этой неделе, автомагната Тариэла Васадзе. Его прочат на пост министра транспорта. Таких откровенных лоббистов своей отрасли в правительствах Украины с ходу даже и не припомнишь.

– Для нее главная задача – решить те проблемы, которые она не решила ( в прошлое премьерство – Фокус), старые долги! - громыхает регионал Ярослав Сухой. – За это она даже бусы свои отдаст – все равно потом их вернет. И президентские перспективы ей до лампочки. Мы же, если повторится таможенная авантюра, ревальвация гривны или приватизация, получим новый погром базовых отраслей экономики!

Тем временем эксперты полагают, что нынешний премьерский срок Тимошенко может обернуться вовсе не развенчанием, как надеются оппоненты, а закреплением мифа Тимошенко, благодаря административному и организационному ресурсам, которые попадут в ее руки. А мифы преследовали ЮВТ всегда – еще с начала ее политической карьеры. Так, например, в Кировоградщине, от которой она попала в Верховную Раду, о Тимошенко в свое время ходили слухи как о взбалмошной миллионерше, сбрасывающей с вертолета мешки с долларами.

– Достигнув цели, Тимошенко может получить второе дыхание, – говорит политтехнолог Андрей Золотарев, работавший с Юлией Владимировной еще во время ее первой избирательной кампании. – Длительное же пребывание вне власти грозит ей повторением судьбы Наталии Витренко. Поэтому чтобы быть на виду, ей нужны подвиги.

И подвиги эти Тимошенко будет совершать так, что об этом узнают все. Российский политолог Станислав Белковский уверен, что, как бы не сопротивлялся Ющенко, Тимошенко в итоге переподчинит себе силовиков, точнее они сами станут оглядываться в ее сторону. И уже через полгода сильных врагов у нее просто не останется.

Так что буйки, которыми Банковая судорожно пытается ограничить заплыв Тимошенко, могут быть ею просто не замечены. Нестор Шуфрич уверен, что вне зависимости от того, отменят Закон "О Кабмине" или нет, в конкуренции "президент – премьер" все будет зависеть от силы премьера, и он ставит безоговорочно на Тимошенко.

И ввиду такой радужной перспективы даже позорное вторничное голосование, где Тимошенко не хватило всего одного голоса, – причем от своей же родной политсилы, – "дама сердца" переживет. К тому же, никто не может сказать, что ее втравили в эту беспощадную гонку. Она сама этого хотела.