Атака кланов. Предвыборный репортаж из Днепропетровска
Избирательный процесс в Днепропетровске проходит весьма бурно. Местные группы влияния пытаются решить, кто из них будет хозяином региона
Днепропетровск – очень своеобразный город с точки зрения политической борьбы. Это родина украинской власти и наша Генуя, город купцов и гильдий. Здесь дочь Юлии Тимошенко, не стесняясь, регистрирует на свое имя (ЧП Карр Е. А., Св. № 147127) дешевую булочную – деньги есть деньги. А на центральной улице, которая носит имя Карла Маркса, политическая агитация органично вписывается в городской пейзаж. Предлагают все – от ремонта мобильных телефонов до кандидатов в мэры. Торг, непрерывный торг – здесь хорошо понимают суть политики. Днепропетровск – наша демократия, только весьма специфическая. За равные права и возможности для самих себя в этом мегаполисе борются несколько семейно-бизнесовых кланов.
Криворожские атаманы
Семья днепропетровского губернатора Юрия Вилкула считает своим предком одного из атаманов Баштанской республики – автономного образования, которое несколько месяцев противостояло отрядам Белой гвардии в Николаевской области. Сегодня Вилкул сам постепенно становится атаманом области при гетмане Ринате Ахметове.
Отец Александра Вилкула Юрий был представителем советской технической интеллигенции, занимал крупные посты в Криворожском техническом университете. Как рассказывают собеседники Фокуса, благодаря своим связям в среде красных директоров, глава семейства в 2000‑х годах стал посредником и консультантом в процессе скупки криворожских предприятий структурами Рината Ахметова. Александр Вилкул вошел в топ-менеджмент "Южного горно-обогатительного комбината". В то время предприятие являлось частью империи ЕЭСУ Павла Лазаренко. После падения экс-премьера комбинат перешел под контроль группы "Приват", а в мае этого года – к структурам, которые связывают с Ахметовым. В 2006‑м Александр Вилкул становится народным депутатом и почетным директором горнорудного дивизиона "Метинвеста", а его отец – главой Днепропетровского облсовета.
"Криворожская группа всегда была достаточно независимой от Днепропетровска, элиты Кривого Рога вообще рассматривали свой город в качестве областного центра. Криворожцы легко нашли общий язык с донецкими. И фактически представляют их интересы", – рассказывает Фокусу кандидат в мэры Днепропетровска Андрей Денисенко. Криворожская группа постепенно занимает все посты в регионе. К ней, например, можно причислить главу облсовета Евгения Удода. Список кандидатов в облсовет едва ли не на четверть составлен из криворожских, а старший Вилкул баллотируется в мэры Кривого Рога, стремясь занять место бессменного руководителя города Юрия Любоненко. Такая ситуация, конечно же, не устраивает конкурирующие кланы, в том числе и внутри Партии регионов.
Эксперимент "Привата"
ФокусаНа этом фоне симптоматичным выглядит тот факт, что всесильная группа "Приват" решила отрядить на выборы своего человека. Именно народного депутата Святослава Олейника считают представителем интересов "Привата" на выборах. Ранее стратегия группы была иной. Она умело лоббировала отдельные нужные решения, поддерживая дружбу со всеми влиятельными чиновниками. Но сейчас, после покушения на Геннадия Корбана, партнера приватовцев в некоторых бизнес-проектах, они, похоже, осознали, что старая схема может дать сбой. "Выдвижение Олейника – это политический эксперимент", – отметил в разговоре с Фокусом один днепропетровский политик.
Царевы люди
Больше всего поводов нервничать из‑за усиления криворожцев у группы бывшего руководителя местных регионалов Олега Царева. Двое его братьев заседают в облсовете и горсовете. Представители местной элиты то ли в шутку, то ли всерьез говорят, что общественная приемная Царева является основным пунктом сбора компромата на Александра Вилкула.
Уход Царева с поста лидера Днепропетровской организации ПР в марте нынешнего года имеет несколько объяснений. Официальное – отставка по состоянию здоровья. Неофициальное – претензии на область со стороны Рината Ахметова. Еще одна вероятная причина – ему не простили потерю контроля над фракцией Партии регионов в облсовете. По словам днепропетровских собеседников Фокуса, основная проблема Царева заключалась в Загиде Краснове. Именно Краснова в городе называют человеком, который рулил большинством в облсовете с 2006 года и которому Царев фактически передал управление фракцией Партии регионов. Решения, принятые за эти годы, мягко говоря, не добавили ПР популярности. Кроме того, регионалов раздражало, что для решения какого‑либо вопроса им надо идти не к своим, а к чужаку, прошедшему в облсовет от лазаренковской "Громады". Сейчас Краснова, баллотирующегося в мэры, по слухам, продолжает поддерживать Царев. Якобы он даже организовал для него встречу с главой администрации президента Сергеем Левочкиным. Расчет был на то, что не имеющая своего политического веса в регионе группа "РосУкрЭнерго" будет поддерживать альтернативного действующему мэру Ивану Куличенко кандидата.
"Но Загид опоздал. К тому моменту, как он сориентировался, Янукович уже лично поддержал кандидатуру Куличенко. У них хорошие отношения, – рассказывает источник Фокуса. – В итоге на Банковой ему сказали, что если он победит, его прикроют. Но не более". Тем временем на предприятиях Загида постоянно идут проверки. Что, впрочем, добавляет ему популярности в среде предпринимателей. "Сейчас многие говорят, что они не любят Загида, но будут помогать ему только для того, чтобы хоть что‑то противопоставить нынешнему беспределу", – поделился с Фокусом соображениями один из местных бизнесменов.
Третьи будут
На фоне этой битвы титанов кажется, что деятельность других партий меркнет. Но это не так. Например, по прогнозам экспертов, "Сильная Украина" Тигипко займет на выборах в облсовет второе место. Неплохие шансы в Днепре и у "Фронта змін". Проблема заключается только в одном: построение партийных структур в регионах отдано местным бизнес-элитам. В случае с "Сильной Украиной" это топ-менеджер корпорации "Алеф" Евгений Жадан, с "Фронтом змін" – глава областной федерации футбола Андрей Павелко. Местные бизнесмены не хотят конфликтовать с властью. Говорят, что во время перерегистрации местной организации "Трудовой Украины" в "Сильную" были обнаружены нарушения. И чтобы обезопасить партию от снятия с выборов, приходится вести себя не слишком радикально, поэтому Тигипко даже вынужден был баллотироваться в облсовет.
Что касается "Батькивщины", то партия Тимошенко в Днепропетровске попала в трагикомичную ситуацию. В мэры от политсилы выдвигается Галина Булавка – человек, зачитывавший на съезде в Северодонецке обращение к народу и в 2006 году встречавший Януковича с цветами в днепропетровском аэропорту. В городе говорят, что это результат целой спецоперации с участием разных кланов, цель которой – лишить Тимошенко каких‑либо шансов взять власть на родине.
Превентивный план
ФокусуРавнение на вертикаль
Мэра Днепропетровска Ивана Куличенко считают союзником семьи Вилкулов. Он рассказал Фокусу о том, зачем пошел в Партию регионов, и о том, что днепропетровские будут объединяться в самостоятельную группу по образцу донецких
– Вы в Партии регионов уже два месяца. А раньше ведь гордились, что были беспартийным. Какие теперь ощущения?
– Я понимаю, что выйти из кризиса без жесткой дисциплины невозможно. И местное самоуправление, и городской совет, и мэр – важные звенья в цепочке власти. Поэтому, если есть желание работать в этой цепочке, – оставайся. Если не хочешь – пиши заявление и уходи. Я должен был сделать выбор. И сегодня я вижу, что многие вопросы, которые не решались годами, сдвинулись с мертвой точки. Начиная с объемов изъятий из городского бюджета (они уменьшены на 142 миллиона) и заканчивая выделением из облбюджета 30 миллионов на дороги. Именно это правительство с этим президентом услышало нас.
– Вашу кандидатуру как кандидата от ПР одобрил лично президент?
– Не знаю. Для меня было бы лестно, если бы президент лично принял такое решение.
– Представители местного бизнеса рассказывали, что с приходом к власти в области Партии регионов давление на них усилилось, при этом часто оно осуществляется не в очень цивилизованной форме. Вы что‑нибудь об этом знаете?
– Ничего об этом не слышал. Знаю, что жестче стало в плане уплаты налогов. А что вы хотели? Кризис.
– Днепропетровск – сложный город. Столица группы "Приват", родина Тимошенко, политическая вотчина Тигипко, Кучмы. Не боитесь, что жесткие действия новой областной власти могут спровоцировать войну?
– В том, что произошло с Днепропетровском, виноваты сами днепропетровцы. Было время, когда мэр и губернатор выясняли отношения через телеканалы, многие крупные бизнесмены, имеющие днепропетровское происхождение, не общаются между собой. В то время объединялись донецкие, сейчас объединяются харьковские. Настало время и Днепропетровска. Нам надо думать над тем, как объединять днепропетровскую команду и защищать интересы города совместно. И мне нравится, что губернатор этим занимается.
Опальный, но лояльный
Загид Краснов – второй по популярности кандидат в мэры Днепропетровска и человек, имеющий в городе массу недоброжелателей. Он рассказал о том, почему у него не складываются отношения с Партией регионов
– "Гражданскую силу", в которой вы состоите, сняли с выборов. Почему?
– Расчет простой. Сегодня ГС по рейтингу в городе имеет 1-е место – 36,5%, у ПР – 34,5%. По рейтингу кандидатов в мэры Краснов опережает Куличенко на 9%. Этим объясняется беспередел.
– У нас другие данные по рейтингам.
– Если у меня рейтинг ниже, чем у действующего мэра, зачем меня не пускать на все телеканалы? Зачем сносить билборды?
– Правда ли, что ваш бизнес сейчас переживает не лучшие времена?
– Половина бизнеса вообще закрылась. В течение одного дня на 30 предприятиях – моих, моих друзей, членов ГС – были проведены проверки.
– Говорят, вы пытались договориться с властью – встречались с главой президентской Администрации Сергеем Левочкиным.
– Я не ездил к нему, хотя готов поехать. Я хотел бы попасть на прием к президенту, к Азарову. Но не для того, чтобы сказать: "Спасайте меня". Я готов работать в команде людей, которые хотят поднять страну. По одной простой причине: я не являюсь оппозиционером. Это наша областная администрация пытается меня таким изобразить.
– Нам рассказывали, что вас не любят за то, что вы четыре года фактически управляли фракцией ПР в облсовете.
– Это глупости. Я хотел бы посмотреть на того депутата от ПР, который бы сейчас встал и сказал, что я им управлял. Я коммуникабельный человек и умею находить общий язык. И если я завтра стану мэром Днепропетровска, Днепропетровск станет другом Кабмина.
Сергей Высоцкий, фото: Дмитрий Стойков, Фокус