Выборы замедленного действия. Как власть готовит кампанию-2012

Определившись с датой выборов в Верховную Раду, власть готовит еще два политических проекта – возврат к парламентским выборам по одномандатным округам и повышение до 5% проходного барьера для партий

За считанные дни три высших органа государственной власти утвердили дату будущих парламентских выборов: 28 октября 2012 года. К такому мнению с поразительным единодушием пришли народные депутаты (в количестве 305 человек), конституционные судьи и члены ЦИК (за исключением четырех представителей "оппозиционного крыла").

ФокусаФокуса

Теперь, выдохнув после битвы за 2012 год, и партия власти, и прочие участники грядущей кампании раздумывают над тем, какими будут выборы.

От трех до пяти

Каким будет состав парламента и как он должен формироваться, пока неясно. Но нынешняя динамика рейтингов отражает интересную тенденцию. Например, по данным опросов Центра им. Разумкова, в мае-июне рейтинг популярности Партии регионов составлял 41%, а к октябрю скатился до 29%. В то же время рейтинг "Батькивщины" не только не рос, а, напротив, продолжал постепенно падать. Сопоставляя эти данные с голосованием на местных выборах и результатами третьих сил, можно с уверенностью сказать, что "Свобода", "Фронт змін" и, вполне возможно, "Сильная Украина" войдут в новый парламент, а вот Блоку Литвина, скорее всего, ничего не светит. О позициях же коммунистов судить пока трудно, ведь они привлекли на свою сторону часть протестного электората на Востоке Украины. Теперь вопрос в том, сумеют ли они нарастить или хотя бы удержать эти показатели к 2012 году.

Впрочем, все эти партийные расклады, несомненно, важные для состава Верховной Рады, избранной по старой Конституции, будут не столь актуальны для нового парламента. Ведь мажоритарная система и отсутствие рычагов влияния президента на ВР кардинально меняет систему отношений Банковой с законодательной властью.

Индивидуальный подход

Решать вопросы с каждым отдельным депутатом гораздо проще, чем с целой фракцией. Именно этим мотивом руководствовалось окружение президента, инициируя изменения регламента парламента, позволившие формировать коалицию из отдельных нардепов и откатывать назад Конституцию. Используя всевозможные способы воздействия на народных избранников, партии власти удалось создать в Верховной Раде нужное большинство, включающее в себя политических перебежчиков. Так что ситуация, при которой парламент на 50% будет состоять из таких перебежчиков, пусть и получивших мандат формально от какой-либо партии, в полной мере устраивает регионалов.

"Основная цель Партии регионов – провести хотя бы 100 депутатов по партийному списку в следующий состав парламента и около 200 депутатов-мажоритарщиков, – говорит Владимир Фесенко. – Но власть не понимает всех особенностей индивидуальной работы с каждым депутатом. Если списочников, грубо говоря, можно было провести в парламент и забыть о них, то работа с мажоритарщиками намного тоньше. И, конечно же, они более независимы, чем депутаты-списочники".

Судя по всему, Виктор Янукович и его ближайшее окружение продолжают верить, что решать вопросы с конкретным депутатом гораздо легче, чем с отдельной фракцией. Но это в идеальном варианте. А в неидеальном получается несколько по-другому. Фактически, введя новую систему, власть может получить полностью неподконтрольный ей парламент. Не скованные императивным мандатом, не говоря уже о партийной дисциплине, депутаты никак не будут зависеть от президента. По старой Конституции он сможет распустить ВР только в том случае, если в течение 30 дней не состоится ни одного заседания Рады. Чтобы парламент был послушным, каждого нардепа придется как-то стимулировать, понадобится и умелый переговорщик, каким, например, был во времена Кучмы "директор парламента" Александр Волков, разнимавший конфликтующие группировки и продавливавший от имени президента нужный результат голосования. И в случае какого-либо сбоя, отсутствия финансовых ресурсов, власть может столкнуться с абсолютной нелояльностью Верховной Рады.

Сергей Высоцкий, Фокус