300 тысяч слуг. Зачем украинцы стремятся стать чиновниками
В Украине почти 300 тысяч госслужащих. Официально они едва ли не самые бедные люди в стране, тем не менее украинцы весьма охотно записываются в ряды чиновников
Государственная служба, низкооплачиваемая и социально непрестижная, манит молодых карьеристов. Личным примером они доказывают, что человек красит место и что на многих государственных должностях можно добиться впечатляющих результатов.
Холодный старт
"Через 10 лет я буду премьер-министром", – оптимистично говорит Мирослава Пивторак, студентка первого курса Академии госуправления при президенте Украины. Она считает, что такого срока вполне достаточно для достижения поставленной цели. Мирослава ежедневно следит за кадровыми ротациями в правительстве и министерствах, а также изучает биографии успешных политиков и истории их восхождения на властный олимп. Если ее планам суждено сбыться, то она станет первым премьером, окончившим вуз, который готовит государственных чиновников высшего уровня.
Академия воспитывает будущих министров, замминистров, народных депутатов и массу чиновников рангом пониже. Среди ее выпускников – министры Василий Надрага (уволен сегодня) и Михаил Кулиняк, нардеп Юрий Мирошниченко, мэр Львова Андрей Садовый. Выпускную сессию по специальности "местное самоуправление" сейчас сдает студент Виталий Кличко.
Для выпускников средней школы двери академии закрыты. Чтобы стать ее студентом, необходимо иметь полное высшее образование и стаж работы в госструктурах. Мирослава Пивторак до поступления получила диплом юриста и успела поработать главным специалистом в Госкомпредпринимательства. После окончания академии выпускник может претендовать на должности не ниже четвертой категории (начиная со специалистов Администрации президента, аппарата ВР и секретариата Кабмина, заместителей начальников управлений), поэтому конкурс здесь большой – шесть человек на место.
Более реалистично смотрит на вещи сокурсница будущей премьерши Оксана Гривнак, пришедшая на учебу с должности госслужащего в налоговой администрации: "Я хочу связать свою карьеру с международной практикой, но министром иностранных дел становиться не собираюсь. Считаю, что не каждый человек способен быть министром – для этого нужно многим пожертвовать". Академия для Оксаны – шанс вернуться к выбранному в ранней юности пути: отучившись в университете им. Шевченко по специальности "международное право", девушка больше расположена к работе в посольстве, чем в налоговой.
"На первом курсе студенты полны амбиций и рисуют радужные перспективы своего будущего. Но ближе к завершению учебы оптимизм сменяется разочарованием – на высоких чиновничьих должностях их не ждут, эти места уже распределены между своими людьми", – говорит преподаватель академии, профессор кафедры государственной политики и управления политическими процессами Эдуард Афонин. По его словам, две трети магистров даже не могут восстановиться на прежнем месте работы, хотя это и предусмотрено законодательством.
Поэтому студенты академии за время учебы стараются обрасти полезными связями с сотрудниками различных министерств, преподающими в вузе, чтобы в дальнейшем воспользоваться их помощью для продвижения по службе. К профессору Афонину за время работы в академии не раз обращались за такой протекцией, и он всегда шел навстречу своим студентам.
Не тот мотив
Госслужащих с точки зрения мотивации можно условно разделить на три группы. Первые работают в госструктурах всего пару лет, и как только обзаведутся достаточными связями, уходят в бизнес. Их любимые места – тендерные комитеты ведомств. То, что некоторые сотрудники идут в госструктуры только на разведку, признает и начальник Главгосслужбы Тимофей Мотренко. "После того как они обзаводятся необходимой базой контактов и личных знакомств, уходят делать карьеру в бизнесе, где зарплаты на порядок выше", – говорит он. Именно эти "засланные казачки" создали новую профессию – GR-щик (по аналогии с пиарщиками). Это специалист по government relations – связям с государством. По информации Фокуса, сейчас специалистами такого рода наиболее активно интересуются покупатели коммунальных предприятий и инвесторы в крупные промышленные объекты.
Во второй группе те, кто рассматривает чиновничью карьеру лишь как старт для карьеры политической. Их интересуют высокие и желательно публичные должности, хотя конкуренция на этом поприще очень жесткая.
"Госслужба – не место для реализации амбиций. Здесь самый умный сотрудник незаметен. Госслужащий готовит документы, которые выходят от имени госструктуры, где он работает, а не от него лично. И человек, приходящий сюда работать, должен быть готовым к этому", – говорит старший научный сотрудник Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины Вячеслав Олещенко, госслужащий с 27-летним стажем. Он является классическим кадровым чиновником, прошедшим путь от инспектора в Госкомитете по охране природы до первого заместителя руководителя Главной государственно-правовой службы Администрации президента. Именно такие, как он, профессиональные госслужащие – третий и самый многочисленный вид чиновников.
Чиновник становится политиком, когда его назначают премьер-министром, вице-премьером или министром – эти должности являются политическими официально. Но реально грань между честным трудягой и тем, чья судьба зависит от воли высших сил, стирается гораздо раньше. Не только личные ассистенты, но и целые штаты специалистов кочуют вместе со своим руководителем в зависимости от благосклонности к шефу политической фортуны. Косвенный показатель этого процесса – текучка кадров в госструктурах. По словам Тимофея Мотренко, ежегодно этот показатель составляет около 40 тыс. человек, а после местных, парламентских или президентских выборов цифра увеличивается как минимум на 20–25%.
Бес коррупции
Как управлять армией чиновников и бороться с прогрессирующей коррупцией, обсуждают не первый год. Виктор Янукович уже вполовину сократил Кабмин. Но истинные причины начавшейся админреформы совсем в другом. Как уже писал Фокус, главная цель Администрации – провести кадровые ротации и расставить на всех ключевых должностях полностью лояльных людей. Таких в провластной команде просто не хватает, поэтому и приходится уменьшать количество чиновников.
Методов борьбы с коррупцией в госструктурах в Украине фактически не существует. За минувший год за нарушение Закона "О борьбе с коррупцией" был уволен 31 госслужащий (без учета государственных служащих МВД, Минобороны, СБУ, Администрации Госпогранслужбы). Существующая практика в виде обязательной декларации доходов чиновников и членов их семей неэффективна, и предложение обязать членов семьи служащего также подавать декларацию о расходах вряд ли изменит ситуацию.
Хотя за примерами эффективной борьбы с проблемой далеко ходить не нужно. В Грузии войну коррупции объявили в 2005 году, реформировав (читай – сменив практически полностью личный состав) самые коррумпированные сферы в стране – ГАИ и систему поступления в вузы. Глобальные реформы коснулись и госслужбы в целом: чиновникам ощутимо повысили зарплату, на работу стали привлекать квалифицированные кадры, а за взятку в $60 могли посадить на шесть лет. Спустя пять лет Грузия, находящаяся в мировом рейтинге по коррумпированности на 130-м месте, поднялась на 68-е. Украина по-прежнему в конце этого списка – она занимает 134-ю позицию в списке из 178 стран. Вклад в этот печальный результат внес едва ли не каждый из 300-тысячной армии госслужащих.
Эволюция чиновника
В Украине существует семь категорий и 15 рангов госслужащих. Чтобы достичь высших державных чинов, нужно пройти долгий эволюционный путь. Хотя наши чиновники могут не следовать законам Дарвина и перескакивать через несколько ступеней эволюции.
VII категория – руководители райадминистраций, райгосадминистраций Киева и Севастополя, их управлений, отделов.
15, 14 и 13 ранг*
89 389 человек
VI – руководители управлений, отделов, служб районных администраций, специалисты управлений, отделов, служб обладминистраций, Киевской и Севастопольской горадминистраций.
13, 12 и 11 ранг
120 247 человек
V – специалисты министерств, замы глав районных администраций, специалисты аппарата этих администраций.
11, 10 и 9 ранг
52 160 человек
IV – специалисты АП, аппарата ВР и Секретариата Кабмина (СК), замы начальников управлений, самостоятельных отделов министерств, руководители правлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской горадминистраций.
9, 8 и 7 ранг
12 323 человека
III – замруководителей структурных подразделений, завсекторами, главные специалисты, эксперты, консультанты АП, аппарата ВР и СК, замы постпреда президента в АР Крым, замы глав обладминистраций и главы райадминистраций Киева и Севастополя и др.
7, 6 и 5 ранг
7353 человека
II – руководители секретариатов комитетов ВР, структурных подразделений АП, аппарата ВР, СК, советники и помощники президента, главы ВР, премьер-министра, замов министров, первого зама постпреда президента в АР Крым, первых замов глав обладминистраций.
5, 4 и 3 ранг
1597 человек
I – глава АП, глава аппарата ВР и их замы, первые замы министров, постпред президента в АР Крым, главы ОГА, Киевской и Севастопольской горадминистраций, руководители центральных органов исполнительной власти, их первые замы.
3, 2 и 1 ранг
339 человек
* - ранги, которые могут быть присвоены чиновникам соответствующей категории;
Источник: Закон Украины о госслужбе, ГУ Госслужбы Украины, данные на начало 2010 г.
Владимир Денисенко, Фокус