Литвин отрицает причастность к организации драки в Раде
В тот момент, когда депутаты от Партии регионов начали штурм заблокированного БЮТовцами президиума парламента, председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин находился в своем рабочем кабинете
Об этом спикер рассказал в интервью изданию "Коммерсантъ-Украина".
По его словам, в тот момент, "учитывая логику развития событий, заниматься освобождением зала было рискованно и даже невозможно". "На дверях были цепи, были подставлены стулья под двери, ведущие в президиум. Но оказалось, что эти-то ведущие внутрь двери были не закрыты. Сам процесс разблокирования сессионного зала продолжался немногим более одной минуты. Это к вопросу о побоище", - добавил Литвин.
Комментируя информацию о том, что это он дал указание госохране отдать регионалам ключи от дверей, ведущих в президиум, Литвин сказал: "Во-первых, двери не были заперты на ключ. А во-вторых, не царское это дело – давать охране указание отдавать кому-то ключи! Еще раз скажу: после того как блокирующие закрылись изнутри, никакого закрывания дверей не было. Вы себе представьте, что было бы, если бы охрана в 18:00 позакрывала все двери? Им что, надо было ведра поставить депутатам, которые там оставались? Думаю, понятно, для чего ведра. А если бы депутаты, оставшиеся в зале, решили выйти? Оказалось бы, что их заперли еще и снаружи! Все эти заявления о том, что глава парламента давал какие-то указания,– от бессилия. И от нежелания подтвердить то, что меня целый день водили за нос, а установка была заблокировать работу парламента до Нового года".
Также спикер отметил, что когда после разблокирования он прошел через гостевую ложу в зал, ему стало стыдно: "Я подумал, что так или иначе страна и мир увидят, во что превратили место, которое должно служить площадкой для общеукраинского разговора и диалога. Увидят и этот мешок со столь своеобразными "депутатскими" принадлежностями из металла".
Комментируя заявления оппозиции, что фомки, цепи, замки они принесли не для того, чтобы бить депутатов, Литвин сказал: "Мне нравится такая "хитрованская" постановка вопроса. Давайте будем говорить честно: обелять одних и валить все на других – значит, демонстрировать политическую пристрастность. А если бы тем ломиком кому-то проломили голову? Мы и тогда утверждали бы, что его приносили в зал для эстетического любования металлом?"
На вопрос, какого наказания заслуживают депутаты, избившие своих коллег, глава парламента ответил: "Я не хотел бы, чтобы Генпрокуратура выступала посредником между депутатами и парламентскими фракциями. Да и, по большому счету, ей не пристало втягиваться в депутатские разборки. Не абсурдно ли, когда институт, руководитель которого назначается голосованием парламента, вынужден играть роль арбитра во внутрипарламентских конфликтах? С моей точки зрения, утверждать, что виновата одна сторона, абсолютно неправильно. Много говорят о непропорциональном применении силы, но с другой стороны – как квалифицировать захват института государственной власти? Почему мы не говорим, что это в корне неправильная позиция? У нас были блокирования, но не было баррикад. Так что говорить, что в этой ситуации есть виновники, а есть праведники, неправильно".
Напомним, в ночь на 16 декабря депутаты от Партии регионов силой захватили трибуну и президиум парламента, заблокированные БЮТовцами. В противостоянии пострадали шесть парламентариев от оппозиции. Трое из них все еще находятся в больнице "Феофания". Инцидент по избиению народных депутатов в Верховной Раде расследует прокуратура города Киева.