Украинский эксперт о крушении Ту-154:виновны и поляки, и россияне
Польская комиссия по расследованию авиакатастрофы под Смоленском продолжает изучать 60 томов документации, которые передала российская сторона. Московскую версию причин трагедии ставят под сомнение не только польские, но и украинские эксперты
Напомним, согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета (МАК), о которых на пресс-конференции 12 января сообщила руководитель МАК Татьяна Анодина, в катастрофе виноват польский экипаж, отказавшийся уйти на запасной аэродром и не реагироваваший на сложившуюся ситуацию.
В свою очередь официальная Варшава оспорила выводы Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о причинах катастрофы и заявила, что российские авиадиспетчеры находились под давлением и не проинформировали экипаж польского Ту-154 об уходе с курса.
Вместе с заслуженным штурманом-испытателем СССР Олегом Коршуновым корреспондент Фокуса просмотрел видеоролик, реконструирующий последние минуты полета польского самолета и ознакомился с материалами комиссии по расследованию причин катастрофы, которые находятся в открытом доступе на сайте МАК.
Стаж работы Олега Коршунова – 38 лет в КБ "Антонов" на летных испытаниях, 16 тысяч часов налета, из которых более 10 тысяч на самолетах "Антей", "Руслан" и "Мрия".
Комментарий Олега Коршунова:
"Проанализировав отчет комиссии, записи радиотелефонных переговоров и видеореконструкцию полета президентского самолета, я пришел к заключению, что руководство МАК, возложив вину на экипаж, сказало только половину правды, игнорируя факт непрофессиональных действий со стороны группы руководства полетами (далее - ГРП) на аэродроме "Смоленск-Северный" в лице руководителя полетов на стартовом командном пункте (далее - РП СКП) и руководителя полетов на радиолокационной системе посадки (далее - РП РСП).
Я утверждаю, что весь полет самолета Ту-154 до выхода на посадочную прямую проходил без каких-либо особенностей, поэтому все, что предшествовало этому моменту, можно оставить за скобками.
Итак, самолет вышел на прямую и приступил к снижению по глиссаде (наклонная линия, отображающая траекторию снижения самолета к взлетно-посадочной полосе). Вот тут и началось все самое важное в плане возникновения и развития катастрофической ситуации. На видеореконструкции полета голос за кадром постоянно твердит о том, что члены группы руководства полетами действовали в соответствии с должностными инструкциями, своевременно предоставляя экипажу всю необходимую информацию.
В то же время на реконструкции хорошо видно, что самолет, снижаясь по глиссаде, на ней практически не находился. Вначале он был на 120м выше, затем постепенно приблизился к ней (за счет повышенной вертикальной скорости снижения), и на удалении 2 км до взлетно-посадочной полосы оказался значительно ниже. Тем не менее руководитель полетов на радиолокационной системе посадки сообщал экипажу, что в контрольных точках на удалении 8, 6, 4, 3 и 2 км до взлетно-посадочной посадочной полосы самолет находится на курсе и глиссаде, совершенно игнорируя наличие нарастающей тенденции к устойчивому смещению самолета из положения – значительно выше глиссады, в положение – значительно ниже ее (что касается курса, то самолет на протяжении всего захода находился метров на 30-40 левее оси ВПП). Получая необъективную информацию, экипаж, не имея технической возможности проконтролировать свое фактическое местоположение относительно курса и глиссады с помощью бортовых средств и доверяя тому, что сообщал им РП, утвердился в понимании того, что режим полета (поступательная скорость и вертикальная скорость снижения) подобран правильно.
Ниже приводится фрагмент радиообмена в процессе второго захода на посадку самолета Ил-76.
Допускаю, что они действовали из благих намерений, но таковыми, как известно, вымощена дорога в ад. Лучше бы эти люди руководствовались Главным авиационным законом, который гласит: Все законы и правила в авиации написаны кровью.
А МАКу, вместо того, чтобы изо всех сил защищать группу руководства полетами, спасая честь мундира, следовало бы инициировать тщательное расследование ее работы в тот злополучный день 10 апреля 2010 года, дабы упредить возможность повторения подобных трагедий".
Последние минуты перед авиакатастрофой (запись переговоров диспетчеров и пилотов)
Расшифровка переговоров российских диспетчеров с пилотами польского Ту-154 (в формате PDF)
Анастасия Рингис, Фокус