Наше время – их деньги: власть против электронного правительства
Государство выделило первый миллион на реанимацию проекта электронного правительства. Но чиновники не готовы запускать систему, которая лишит их личного контакта с гражданами, а значит власти и доходов
Минувший уик-энд бухгалтер Татьяна Васько провела дома. Она с трудом успела сдать ежемесячную отчетность в пятницу, а на выходных с ужасом смотрела телевизионные сюжеты, в которых показывали, как тысячи ее коллег по всей Украине пытались отчитаться перед государством и грозили организаторам "упрощения ведения бизнеса" от власти новыми акциями протеста. Сотрудники налоговой, которым пришлось сверхурочно работать в выходные, тоже не в восторге от очередного увеличения отчетности.
А ведь именно налоговая администрация – первая и пока единственная украинская госструктура, где была запущена программа электронной отчетности. По замыслу авторов программы "Бест звит", бухгалтерам не понадобится лично посещать налоговую: обновления программы они скачают онлайн, по интернету же пошлют в госорган всю основную отчетность. Но система фактически не заработала: из 1,3 млн. предприятий воспользовались электронной системой менее 10% – около 100 тыс. налогоплательщиков. Одно из главных несовершенств – отправляя документацию в электронном виде, бухгалтер не получает подтверждения из налоговой о ее принятии. Второй причиной отказа от интернетизации стала стоимость "Бест звита". Программа и ее первая установка обходится компании в 900 грн. Каждый последующий год нужно платить около 350 грн. за обслуживание и обновление электронных ключей – по 50 грн. за каждый.
И все же электронный документооборот в Украине обещают развивать. И не ограничиваться одной налоговой. В конце 2010-го года Кабмин реанимировал программу внедрения электронного правительства, о которой начали активно говорить еще в 2004-м. Первый интернет-портал, где можно будет оформлять запросы и следить за их прохождением по ведомствам, представят уже в начале апреля.
Пятилетка информатизации
Спустя пять лет после появления проекта по "оцифровке" общение граждан с чиновниками все еще находится на этапе разработки и утверждения планов по созданию системы. "Он состоит из трех больших разделов. Первый – нормотворческая работа, благодаря которой система будет создана; второй раздел посвящен организационным вопросам, а третий – технологическим мероприятиям, предусмотренным для реализации проекта", – объясняет заместитель председателя Госагентства по науке, инновациям и информатизации Сергей Колобов. На реализацию уйдет еще 4 года, и только подготовительные работы оценены в 1 млн. грн. Полную же стоимость проекта пока не просчитали.
Но первые плоды своего труда разработчики уже готовы предложить. По словам Колобова, в начале апреля будет представлен портал обращений граждан, где физические и юридические лица смогут в электронном виде отправлять запросы в интересующие их ведомства, контролировать прохождение этих запросов и оперативно получать ответ в электронном виде. Консультировать украинских разработчиков системы электронного государства будет эстонская компания MicroLink, создавшая электронное правительство в своей стране, которое на сегодняшний день считается лучшим в Европе.
"Как гражданское лицо последний раз я видел чиновника несколько лет назад. Сегодня через интернет могу не только решить рядовой вопрос получения паспорта, но и оформить лицензию на оружие", – говорит Олег Швайковский, директор Центра стратегического развития Elion Enterprises AS. По его словам, 80% услуг, которые эстонское государство предоставляет населению, оказываются в электронной форме, и каждый год этот перечень расширяется. Сегодня, например, разрабатывается система электронных квитанций, после внедрения которой в магазинах перестанут выписывать гарантийные талоны, так как покупка автоматически будет фиксироваться в единой базе данных с привязкой к кредитной карточке покупателя. В 2005 году Эстония стала первой страной, где на местных выборах можно было голосовать через интернет, а в 2011-м на парламентских выборах в сети проголосовало 24,5% эстонцев.
Сами с мозгами
Консультантами в создании правительства будут иностранцы, а разработкой системы, по словам Сергея Колобова, займутся украинские компании, отобранные на тендерной основе. Представители большинства отечественных изготовителей софта, опрошенных Фокусом, единогласно утверждают: для реализации проекта у украинских специалистов есть необходимый опыт и ресурсы.
"Украинские компании вполне могут реализовать проект такого уровня сложности с использованием иностранных технологий и платформ", – считает вице-президент ЗАО "Софтлайн" Александр Смирнов, руководитель компании, уже создавшей сайт для Камбина. Цена на услуги отечественных специалистов будет в разы ниже, по сравнению со стоимостью услуг западных компаний, а компетенция вполне на мировом уровне – не зря иностранные компании передают проекты украинским IT-фирмам на аутсорсинг.
Так что препятствия для создания современной системы документооборота в стране не технические, а организационные. "Запустить в Украине электронное правительство можно быстрее, чем в Эстонии, но нельзя 5 лет разрабатывать концепцию и 5 лет ее реализовывать. За это время технологии изменятся, а то, что будет сделано, безнадежно устареет", – подчеркивает генеральный директор харьковской IT-компании "ФОСС-Он-Лайн" Сергей Ткаченко. Он также уверен, что реализовать проект можно только при условии участия в нем целой команды разработчиков, поскольку одной IT-компании не по силам осуществить все поставленные задачи.
Выгоды от реанимированной идеи очевидны. По словам Александра Смирнова, переход на систему электронного документооборота ускорит прохождение документов в 6 раз и позволит государству экономить средства на расходных материалах и канцтоварах (за год только в Главгосслужбе издается почти 23 тыс. документов). Но задача-максимум – сократить количество контактов между гражданином и чиновником, а значит, снизить уровень коррупции. То есть чиновники сами должны разработать, утвердить и запустить систему, отбирающую у них рабочие места и источник власти и дохода.
Владимир Денисенко, Фокус