Сюжет дня. Закон о подарках чиновникам работать не будет

С сегодняшнего дня вступил в силу закон, запрещающий чиновникам принимать дорогие подарки и трудоустраивать родственников. Но население особых надежд не питает: только один из шести украинцев верит, что этот закон будет выполняться

Законы, подобные тем, что вышел 7 апреля из Верховной Рады, любят называть мертворожденными. Он не дает четкого ответа, кто будет контролировать его исполнение. Более того, создается впечатление, что задача противостоять коррупции возлагается на потенциальных коррупционеров.

Один из немногих плюсов закона – здесь худо-бедно, но прописаны требования к подаркам для высших чиновников. Так, руководству государства - президенту, спикеру, премьеру, министрам, депутатам - нельзя принимать дорогие подарки, то есть те которые "выходят за рамки общепринятых представлений о гостеприимстве". В конкретных цифрах это подарки дороже 480 грн. Вводятся ограничения и на подношения из одного источника - за год можно подарить не более, чем на 941 грн (минимальная зарплата на начало года). Но, как и во всяком правиле, предусмотрены исключения. Под действие закона не подпадают скидки на товары, услуги, призы, премии, бонусы, общедоступные выигрыши, а также подарки близких родственников. То есть дорогой подарок достаточно передать чиновнику через близкое ему лицо.

Пункт о недопустимости трудоустройства родственников также не выдерживает критики. Согласно закону, у чиновника не могут работать в непосредственном подчинении близкие ему лица. Тут же и объясняется, кого считать близкими – это супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дедушки-бабушки, внуки, усыновители, усыновленные, а также лица, проживающие совместно и связанные общим бытом. То есть кумовьев, племянников и двоюродных братьев закон не коснется. Любопытно, что по закону сообщать о наличии родственников по месту работы, должен сам чиновник. Пункт о специальных проверяющих вступит в силу только с 2012 года.

На следующий год перенесен и пункт о декларировании чиновниками расходов свыше 150 тыс. гривень. Причем в силу он может так и не вступить. Допускать такой вариант заставляет история антикоррупционного закона: принят он был еще при Ющенко, срок вступления в силу неоднократно переносился, в итоге закон отменили, заменили новым, но и тот решили выполнять постепенно.

Сумма в 150 тыс. гривен также вызывает вопросы. Представитель международной антикоррупционной организации Transparency international в Украине Алексей Хмара в интервью радио Свобода напоминает, что когда у депутатов встал вопрос о конкретной цифре, то они отталкивались от стоимости нового телевизора – чтобы не декларировать каждую плазменную панель. У европейцев же совсем иной подход: декларируются практически все покупки, превышающие среднемесячную зарплату, то есть дороже 5 тысяч евро.

Бывший министр финансов Виктор Пинзеник считает, что Украине нужен контроль над расходами, но другими методами. "Если речь идет о том, чтобы заглядывать в карманы, то ничего это не даст. Как можно проконтролировать 30 миллионов человек? Это невозможно", - убежден экс-министр. Он предлагает иной способ: "Например, о каждой операции, превышающей 10 тысяч гривен, нужно информировать налоговую инспекцию. Если продавец, к примеру, продал автомобиль, то должен взять у покупателя идентификационный номер и проинформировать налоговую администрацию, что гражданин такой-то купил автомобиль. Это способ самоконтроля".

Подтвердили несовершенство закона и последние социологические опросы Института Горшенина. В то, что новый закон победит коррупцию, верит лишь один из шести респондентов(14,8%). Большинство же украинцев (72,1%) уверены, что закон провалит возложенную на него высокую миссию. Во-первых, потому что в Украине законы в принципе не выполняются (53,5% опрошенных). Во-вторых, потому что для борьбы с коррупцией нужно что-то большее, чем просто хорошие законы (25,8%). Саботаж со стороны чиновников также не исключается (32,5% респондентов).

В свое время президент Янукович сетовал, что от коррупции Украина ежегодно теряет около 20 млрд. грн. Похоже, для исправления ситуации механизмов не появилось. А значит, деньги, по прежнему будут теряться, а по уровню коррупции наша страна будет занимать места возле Зимбабве, Нигерии и Гондураса.

Фокус