А в Киеве батька. Кремль нашел способ, как из Украины сделать Беларусь
Кремль, рассчитывая, что уголовные дела против украинских оппозиционеров приведут к международной изоляции Киева, видит Украину второй Белоруссией: страной с авторитарным режимом и полностью зависимой от России
"Президент должен подняться, и поднимется над личными политическими пристрастиями, будет открыт к самому тесному сотрудничеству со всеми политическими силами" – эти слова президент сказал очень давно. Этого президента звали Александром Лукашенко. И было это в день его первого вступления в первый президентский срок в 1994 году. Странным образом после разговоров о демократии, уже в 1995 и 1996 годах Лукашенко фактически монополизировал власть в стране, обнулив свой президентский срок (отсчет пошел заново), и получил право распускать парламент. Его основной политический конкурент Зенон Позняк был вынужден бежать из страны в 1996 году.
Виктор Янукович, похоже, взял курс на ускорение этой программы. Концентрация власти уже произошла (пусть по юридически более тонкому пути). Основной конкурент Януковича Юлия Тимошенко – на скамье подсудимых и готовится выслушать обвинительный приговор. И все это не за два с половиной, а за полтора года. Фокус решил найти ответы на три простых вопроса: станет ли дело Тимошенко поводом для разрыва отношений с Европой, кому выгодна изоляция Украины и можно ли построить белорусскую модель в Украине?
ВОПРОС 1. Как поступит Европа?
Десять лет назад кассетный скандал и убийство Гонгадзе нанесли непоправимый ущерб международному имиджу Леонида Кучмы и фактически привели к тому, что в 2004 году Запад был критически настроен по отношению и к нему, и к его выдвиженцу Виктору Януковичу. Сейчас, как метко выразился в приватной беседе один из высокопоставленных представителей власти, делом Тимошенко Янукович "сам придумал себе кассетный скандал на ровном месте".
Как отмечают источники Фокуса в правительстве, в июне люди из окружения президента успели неофициально переговорить о деле Тимошенко с западными дипломатами, в том числе и с дипломатами из США. "Они честно сказали нам, что пока никакого решения о том, как реагировать на приговор Тимошенко, нет, – поведал один из собеседников Фокуса. – Политики в США и Европе сейчас заняты другими проблемами. Они бы не хотели фокусироваться на украинской оппозиции, но если Тимошенко приговорят к заключению, то просто будут вынуждены реагировать". Кроме того, руководители ЕС пока не сформулировали для себя единой тактики поведения в случае осуждения экс-премьера. По данным Фокуса, в отношении украинской проблемы политики Европы разделились на два лагеря. Радикальный лагерь, куда условно можно отнести главу Европарламента Ежи Бузека и представителей партнерской "Батькивщине" Европейской народной партии, ратует за то, чтобы в случае приговора Тимошенко и Луценко прекратить какое-либо интеграционное сотрудничество с Украиной. Второй лагерь, к которому условно относится глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, полагает, что с Украиной следует подписать соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) и давить на Януковича, продолжая сотрудничество. Идея в данном случае проста: ЗСТ выведет Украину из-под влияния России. Кстати, эта условная группа европолитиков указывает на пример Белоруссии. Несколько недель назад президент Литвы Даля Грибаускайте как раз высказалась против введения дополнительных санкций в отношении Белоруссии, поскольку в этом случае страна может полностью перейти под контроль России.
"Для Запада преследование оппозиции – это повод, а не причина вмешательства, – объясняет политолог Василий Стоякин. – На каком-то этапе на Западе решили, что Янукович – удобная фигура, исходя из соображений, что он наладит отношения с Россией, по крайней мере прекратит конфликты вокруг поставок газа, на которые Европа реагировала крайне нервно. А затем появились факторы, разочаровавшие Запад в Януковиче. Например, то, что он то ли недостаточно, то ли сверх меры последователен в российском направлении. То есть сначала Янукович слишком сильно пошел вперед в этих отношениях, а потом откатился назад, и это вызвало целый ряд вопросов. Но сближение с Россией будет означать контроль Кремля над транзитными путями". Впрочем, непонятно, как в случае тюремного заключения Тимошенко Украина сможет убедить ратифицировать соглашение о ЗСТ парламенты всех стран – членов ЕС. Скорее всего, это будет невозможно из-за позиции социалистического севера Европы – Дании и Голландии, а также из-за позиции Польши. То есть приговор Тимошенко, вполне вероятно, сильно осложнит, если не прекратит отношения Януковича с Евросоюзом.
ВОПРОС 2. Что замышляет Россия?
Понятное дело, что Москва заинтересована в условной "лукашенконизации" Януковича. Сценарий белорусской зависимости от России как раз и заключался в том, что деградирующая советская экономическая система Белоруссии, лишенная западных инвестиций и западных кредитов, паразитировала на российской экономике, поставляя в РФ товары на льготных условиях и перепродавая в ЕС купленные на льготных же условиях российские энергоносители. По этим причинам экономика Белоруссии оказалась слишком зависима от Кремля, и как только Владимир Путин и приближенные к нему бизнесмены (примерно в 2006 году) решили, что добру не стоит лежать на дороге бесхозным, льготные режимы для Минска были частично отменены. Белоруссия лишилась половины "Белтрансгаза" и сейчас ведет переговоры о продаже российскому бизнесу второй половины госмонополиста. Кроме того, на повестке дня – сдача россиянам долей в целом ряде белорусских предприятий.
Сейчас, по данным Фокуса, Кремль активно призывает Януковича довести дело Тимошенко до жесткого конца. Именно по этой причине несколько недель назад министр обороны России Анатолий Сердюков направил премьеру Украины письмо, в котором обвинил Тимошенко в том, что, будучи главой ЕЭСУ, она не уплатила предприятиям российской оборонки $400 млн. по контрактам. Сердюков, зять экс-премьера Виктора Зубкова, считается человеком Путина. А в последнее время, как отмечают московские собеседники Фокуса, идея привлечения Украины в Таможенный союз и недопущение создания ЗСТ Украины с Европой является для него очень важной. Действительно, разрыв отношений между Украиной и ЕС выгоден Путину, поскольку в таком случае зависящий от внешних кредитов и от российской цены на газ Киев будет гораздо легче держать на поводке и диктовать ему условия экономической игры.
ВОПРОС 3. Превратится ли Украина в Белоруссию?
Белоруссия и Украина похожи и географически, и экономически. Главное сходство состоит в том, что ни у той, ни у другой страны нет собственных энергоресурсов, а экономики работают в сырьевом секторе, зависимом от мировой ценовой конъюнктуры. Однако отличий все же больше. Основное из них – в Украине сформирован класс крупных капиталистов, тогда как в Белоруссии его нет. "Украина критически зависима от кредитов МВФ, – отмечает эксперт корпорации стратегического развития "Гардарика" Константин Матвиенко. – Киев стремится выглядеть респектабельно в глазах Запада, поскольку все капиталы нынешних власть имущих находятся в европейских банках. Никому из представителей нашей власти не нужно, чтобы с их капиталами произошло то, что случилось с деньгами Каддафи".
Еще одно отличие от Белоруссии – Украина фактически разделена на две части, одна из которых совершенно не принимает президента. "Чтобы получить эффект Лукашенко, нужно изначально иметь высокий уровень поддержки и более-менее единую страну. А в Украине этого нет – она у нас исторически расколота", – утверждает Василий Стоякин.
Другими словами, если Виктор Федорович и дальше будет идти по пути Александра Григорьевича, то может столкнуться с непониманием происходящего и со стороны народа, и со стороны элит. Последнее может оказаться для президента фатальным. Ведь в случае международной изоляции Янукович не сможет постепенно распродавать россиянам государственные заводы, как это делает Лукашенко. Чтобы продать предприятия (своим или чужим) для наполнения бюджета, их сначала нужно будет отобрать у собственников. Один крупный капиталист просто, но ярко описал Фокусу развитие событий: "Если тронут, например, Коломойского (миллиардер и совладелец группы "Приват". – Фокус), то он забаррикадируется у себя на Женевском озере и запросто вольет в борьбу с властью ярд-другой". Реакцию жителей Западной Украины в случае уступок Москве, аналогичных белорусским, тоже можно легко представить.
Сергей Высоцкий, Владимир Денисенко, Фокус