Сюжет дня. Катастрофа под Ярославлем может похоронить российский авиарынок
Крушение пассажирского самолета Як-42 в Ярославской области может привести к тому, что в России исчезнет большая часть авиакомпаний. Однако авиаэксперты уверены, что к трагедии привели не технические неисправности самолета, а ошибки летчиков или диспетчера
Разбившийся 7 сентября в Ярославской области пассажирский самолет Як-42, на борту которого находились хоккеисты клуба Локомотив, направлялся в Минск. Взлетев с ярославского аэродрома Туношна, самолет накренился на левую сторону и рухнул примерно в 500 метрах от летного поля. В результате авиакатастрофы погибли 43 человека, двое находятся в больнице в тяжелом состоянии.
Причины ЧП пока не установлены. Известно, что самолет не смог набрать достаточную скорость на взлетно-посадочной полосе, не набрал необходимую высоту и, врезавшись в сигнальный маяк, рухнул в Волгу. Почему это произошло – помогут установить поднятые со дна реки черные ящики.
По словам заместителя министра транспорта России Валерия Окулова, рассматриваются четыре версии трагедии: отказ одного из двигателей, самолет не смог набрать скорость из-за некачественного топлива, ошибка летчиков и даже терроризм. Жители села Туношна, в окрестностях которого упал самолет, рассказывают, будто перед крушением самолета слышали два громких хлопка. Учитывая, что в эти дни в Ярославле проходил политический форум с участием президента России Дмитрия Медведева, теракт стал резонансным событием, чего часто и добиваются террористы, предполагают российские СМИ.
Первые итоги подводит и следственная комиссия, созданная для установления причин вчерашней авиакатастрофы Як-42. По мнению членов комиссии, к крушению самолета могла привести и невнимательная работа диспетчера аэропорта. "Диспетчер не скоординировал действия экипажа Як-42, не заметив либо не сообщив командиру борта об отклонении самолета от курса, а также о наличии препятствий на пути его следования. Набрав скорость и взлетев, самолет врезался в сигнальный маяк. В случае, если самолет не столкнулся бы с маяком, он мог бы набрать высоту, и пойти по заданному курсу. Диспетчер понесет ответственность", – заявили в комиссии, сообщает Lifenews.ru.
Свои причины крушения Як-42 называют и украинские эксперты. Пилот, проработавший 38 лет в КБ "Антонов" на летных испытаниях, заслуженный штурман-испытатель СССР, Олег Коршунов, как и его российские коллеги, подчеркивает, что окончательные выводы можно будет только после расшифровки записей самописцев, но отмечает, что, скорее всего, виной стал так называемый человеческий фактор.
"Есть один ключевой момент: диспетчер заметил, что у самолета был очень длинный разбег. Необычно длинный. Из-за этого высота была маленькая, он зацепился за антенну, и пошло-поехало. А вот почему это произошло, определится, когда расшифруют так называемые черные ящики. Но по опыту скажу, что это могли быть следующие факторы. Первое – значительное превышение взлетной массы самолета. Второе – мог произойти отказ одного двигателя в процессе разбега. Третье – экипаж мог ошибочно установить угол наклона стабилизатора на хвосте самолета. Причины будут выясняться, но, скорее всего, летчики не справились с управлением", – заверил Фокус.ua эксперт.
Особое внимание расследованию причин трагедии пообещал уделить президент России Дмитрий Медведев. 8 сентября на совещании оперативного штаба по ликвидации последствий авиакатастрофы он потребовал обеспечить открытое расследование причин крушения самолета Як-42, а также потребовал радикально сократить количество работающих в России авиакомпаний и закупать самолеты за рубежом. "Ценность человеческой жизни должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя. Конечно, нужно думать о своих, но если они не способны "раскрутиться", нужно покупать технику за рубежом", – заявил глава российского государства.
Однако эксперты считают, что отечественную авиапромышленность в случившемся винить преждевременно не надо. Чаще всего, по их мнению, возраст самолетов или страна-производитель как раз и не являются причинами авиакатастроф.
Бывший ведущий инженер по летным испытаниям самолетов в КБ "Антонов" Игорь Бабенко уверен, что дело не в самолете. "Когда кто-то, не имеющий непосредственного отношения к авиации, заявляет, что самолеты плохие и надо их все пустить под нож, это заявление поверхностное и ничего общего с реальной ситуацией не имеет. Пусть это будет хоть трижды президент. Могут быть три причины катастроф. Первая причина – отказ техники, вторая – неподготовленность и плохая квалификация людей, которые управляют этой техникой, и третья – форс-мажор. А хаять только самолет – это неправильный подход", – заверил Бабенко в комментарии Фокус.ua.
Согласен с ним и Олег Коршунов. "Да, сейчас есть тенденция, что самолеты устаревают, что летный состав, к сожалению, не получает полноценной подготовки. Это общая болезнь, что в России, что у нас (в Украине - ред.). Но по статистике авиационных происшествий, в 85% всех летных происшествий происходит из-за человеческого фактора. Остальные 15% или максимум 20% – это техническое состояние самолетов, непредвиденные метеорологические проблемы. Но, как правило, это человеческий фактор: непрофессионализм летчиков или группы руководства полетами", - объяснил он Фокус.ua.
Впрочем, российские СМИ подчеркивают, что мелкие авиаперевозчики РФ действительно могут прекратить существование, если их будут вынуждать закупать самолеты иностранного производства. В частности, самолеты Як-42 являются основными используемыми воздушными судами таких перевозчиков, как авиакомпании Кубань, Саратовские авиалинии, Тулпар-Эйр и Газпром авиа. Альтернативы советской авиатехнике у небольших авиакомпаний нет: зарубежные Boeing и Airbus для них слишком дороги, продажи отечественного Sukhoi SuperJet-100 только начались, а первый полет лайнера МС-21 запланирован лишь на 2014 год.
Летно-технические характеристики Як-42 составляют 12 000 часов налетов и 7 000 часов посадок. Потерпевший крушение борт налетал 6 438 часов и 3 097 часов посадок. Командир корабля имел налет 6 900 часов, из них 1 500 часов на Як-42. "Сертификат у компании был продлен в 2010 году на два года и заканчивался в 2012-м", – заявил замминистра транспорта России Валерий Окулов.
На данный момент, по факту авиакатастрофы самолета Як-42 под Ярославлем возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта). По данным Росавиации, после отрыва от взлетно-посадочной полосы самолет не смог набрать безопасную высоту и столкнулся с антенной маяка, находящегося за пределами взлетно-посадочной полосы. После этого самолет развалился на части и упал. Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию случившейся катастрофы.
Евгения Вецько, Фокус.ua