На низком старте. Вслед за супругом Тимошенко за границу могут отправиться ее однопартийцы
Вслед за Александром Тимошенко в поисках политического убежища на Запад могут отправиться экс-сотрудники ЕЭСУ и однопартийцы его супруги. У ног гонимых властью оппозиционеров – вся планета
В разгар новогодних каникул украинская власть и семья Юлии Тимошенко обменялись неприятными для обеих сторон сюрпризами. 30 декабря экс-премьера под конвоем в спешном порядке вывезли из богато украшенного иллюминацией предновогоднего Киева и отправили в харьковскую колонию. А в канун Рождества о своем отъезде из столицы очень оригинальным способом объявил супруг лидера БЮТ Александр Тимошенко. Точнее, за него это сделало МВД Чехии, которое 6 января заявило о предоставлении ему политического убежища по "стандартной процедуре".
Свое решение Тимошенко обосновал коротко: покинуть Украину его заставило "неимоверное давление власти". Вслед за ним статус политических беженцев у западных соседей могут попросить и другие соратники арестованного лидера оппозиции. Особенно те, кого с Тимошенко связывает работа в корпорации "Единые энергетические системы Украины". Именно по делу ЕЭСУ лидера БЮТ повторно арестовали в декабре прошлого года прямо в камере Лукьяновского СИЗО. В зоне особого риска — отец Александра Тимошенко, соучредитель ЕЭСУ Геннадий Тимошенко, и два бухгалтера корпорации — Лидия Сокольченко и ныне нардеп от БЮТ Антонина Болюра. В днепропетровской квартире последней, по данным анонимных источников Фокуса, в конце октября 2011 года сотрудники СБУ якобы провели обыск.
Эксперты не исключают того, что бежать за рубеж вскоре придется и политикам-оппозиционерам, которые из соображений безопасности уже сейчас отправляют своих родственников за границу. К этой крайней мере прибегал нардеп-бютовец Евгений Суслов, который признался Фокусу, что под давлением власти увозил из страны своих родителей.
Но начнется волна политической миграции не раньше осени нынешнего года и только при условии проигрыша оппозиции на парламентских выборах. "Если критики власти лишатся неприкосновенности, им придется задуматься о собственной безопасности и, возможно, получении убежища в какой-то тихой европейской стране", — прогнозирует политолог Владимир Фесенко.
Неуловимый мститель
Неожиданный отъезд Александра Тимошенко в Чехию изрядно расстроил не только власть, но и многих соратников его супруги, которая накануне своего ареста призывала оппозиционеров бороться с преступным бело-голубым режимом, не покидая пределов родины. Муж совету леди Ю не последовал, но, по словам ее адвоката Сергея Власенко, который регулярно видится с подзащитной, свою позицию о политическом убежище с ней согласовал, и потому "сюрпризом новость для нее не стала".
Выбор страны-убежища сам Тимошенко в интервью радио "Свобода" объяснил предельно просто. Там у него бизнес — с 2000 года он владеет 33% акций фирмы International Industrial Projects, зарегистрированной в чешском городе Усти-над-Лабем, и практически готовый политический проект — международная общественная организация "Батьківщина". Документы на ее регистрацию были поданы в декабре 2011 года, и после завершения всех формальностей новую структуру должна возглавить дочь Тимошенко Евгения Карр.
Кроме того, по данным ТСН, в Чехии у Александра Тимошенко есть собственный дом. Однако Богдан Данилишин, экс-министр экономики правительства Тимошенко, получивший политическое убежище в Чехии в минувшем году и недавно встречавшейся с мужем бывшего шефа, заверил Фокус, что никакой недвижимости у семьи Тимошенко в Чехии нет.
Владимир Фесенко уверен: искать пристанище в Чехии мужа леди Ю заставили как минимум два обстоятельства. Во-первых, прецедент с Данилишиным, во-вторых, желание оставаться поближе к супруге и Страсбургу, где защита экс-премьера надеется добиться пересмотра ее дела. Эксперт считает, что именно поэтому Тимошенко не улетел в Канаду, где у него тоже есть бизнес, или в Штаты, где от преследований власти долгое время успешно скрывался экс-майор госохраны Николай Мельниченко.
К тому же Чехия дает беженцам не менее надежные гарантии безопасности, чем заокеанские страны. Так, глава Департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин сказал Фокусу, что даже если против Александра Тимошенко откроют уголовное дело, Чехия никому его не выдаст, в том числе странам — членам ЕС.
Муж экс-премьера вошел во вторую сотню украинцев, получивших политическое убежище в Чехии с 1990 года. Имена 171 беженца МИД держит в секрете. По словам Волошина, до Тимошенко убежище получали разные люди — "от водителей до министра". Зачастую поводом служила нестабильная политическая ситуация в стране, недостаток политсвобод или отсутствие гарантий личной безопасности. "Но против Тимошенко нет никаких уголовных дел, зачем Чехия дала ему убежище? Это выглядит странно", — недоумевает представитель МИД.
С паспортами — на выход
На этот вопрос еще 6 января коротко ответил глава МВД Чехии Ян Кубице. По его словам, документы на получение статуса беженца Тимошенко подал несколько месяцев назад и получил его по стандартной процедуре. Экс-посол Украины в Беларуси Роман Безсмертный уверен, что это решение чехи приняли на основании политического мониторинга ситуации в Украине в течение последнего года, включая процесс над экс-премьером. Этих сведений им вполне могло хватить для того, чтобы приютить Тимошенко, даже если ему не грозит преследование по уголовным делам.
Если это так, то после многочисленных заявлений Европарламента о преследованиях оппозиции и избирательном правосудии в Украине, в нынешнем году двери едва ли не всех западных стран для украинских оппозиционеров будут открыты. Но стучаться в них они не спешат. Так, Суслов даже после нескольких нападений на его семью уверяет, что покидать страну пока не намерен. От самого страшного — тюрьмы его защищает депутатская неприкосновенность. Чтобы лишить ее бютовца, провластное большинство должно собрать пока недостижимые для регионалов 300 голосов. Ту же процедуру придется пройти и для привлечения к уголовной ответственности Антонины Болюры, которая уже сидела в СИЗО по делу ЕЭСУ в 2004 году.
Другое дело — тесть Тимошенко и бывшие чиновники ее правительства: СБУ, судя по примеру Данилишина, может поднять их хозяйственные дела. Или правая рука леди Ю Александр Турчинов, против которого, по его собственному признанию, ГПУ уже возбудила сразу несколько уголовных дел, в том числе связанных с нарушением общественного порядка, и угрожает новыми эпизодами.
Пополнять Лукьяновское СИЗО новыми постояльцами-оппозиционерами эксперты властям не советуют, по крайней мере до выборов. Политолог Вадим Карасев уверен, что легкость, с которой Чехия дала политубежище мужу Тимошенко, уже поставила Украину в один ряд с недемократическими государствами — Беларусью и Россией. Если эта тенденция продолжится, власть ждут неприятные экономические последствия в виде вывода капиталов, бойкота некоторыми странами Евро-2012 и даже проверок недвижимости и счетов украинских чиновников за рубежом.
Вдобавок к этому под видом жертв политических репрессий из страны побегут настоящие преступники и чиновники-коррупционеры уже из нынешней власти. Первым в длинной очереди может стать столичный мэр Леонид Черновецкий, который, как утверждают сами оппозиционеры, давно не прочь получить убежище далеко за пределами родины.
Бег с препятствиями
Чтобы получить статус беженца в странах ЕС, у себя на родине претендент должен пережить:
- физическое, психологическое, сексуальное насилие либо дискриминационные правовые, административные, милицейские или судебные меры
- судебное преследование или наказание, несоизмеримое с совершенным проступком
- принуждение совершать дискриминационные действия по отношению к человеку на основании его половой принадлежности или по отношению к ребенку
- преследования по цвету кожи, национальности, происхождению, религиозным и культурным взглядам или сексуальной ориентации
- судебное преследование за уклонение от военной службы, заведомо направленной на совершение преступлений
- преследование за политические суждения, не совпадающие с общепринятыми, но имеющие поддержку в группе единомышленников
- отказ в судебном обжаловании дела с неправомерно завышенным сроком наказания или беспочвенно вынесенным приговором
Источник: Директива Совета ЕС для квалификации статуса беженца от 29 апреля 2004 года
Мария Жартовская, Фокус