Третья газовая. Украинскому правительству предстоит решить, что делать с ГТС

Президенту Януковичу и его правительству предстоит принять самое важное за время правления решение — как распорядиться газотранспортной системой страны

Related video

Хлеб по 8 гривен, сахар по 15, лекарства и стройматериалы — на 15% дороже. Такие цены украинцы смогут увидеть уже в нынешнем году, если Украина продолжит закупать российский газ по действующему контракту. Если же правительство позволит России управлять своей газотранспортной системой (ГТС), это даст лишь временную отсрочку. Цена российского газа для Украины все равно вырастет. Неслучайно министерство энергетики и угольной промышленности уже заговорило о переводе теплоэлектростанций на уголь. Чем бы ни закончились переговоры с Россией, рано или поздно цена газа перешагнет даже нынешние заоблачные $416 за тысячу куб. метров.

Вот уже три недели Москва и Киев торгуются за украинскую ГТС. "Газпром" пускает пыль в глаза, всячески приуменьшая стоимость украинской трубы и делая вид, что вообще не заинтересован в ее приобретении. Киев блефует, заявляя, что будет искать других поставщиков голубого топлива. Проанализировав перспективы развития переговоров, эксперты Фокуса пришли к мнению, что Украина в любом случае может рассчитывать только на краткосрочную скидку на газ. А из трех вариантов будущего украинской ГТС — status quo, передача трубы "Газпрому" или создание консорциума с участием Европы — самым выгодным для нас представляется последний. Так Украина сохранит транзит, еще и получит деньги на ремонт трубы.

По оценкам экспертов британской компании Mott MacDonald, выполняющей предварительный расчет модернизации ГТС Украины, на протяжении ближайших семи лет в ремонт магистральных газопроводов, компрессорных станций и установку нового оборудования нужно вложить $4,8 млрд. Еще два миллиарда нужно будет потратить на поддержание системы в рабочем режиме. Как признал в конце прошлого года президент Виктор Янукович, у Украины таких средств нет. Не поможет и привлечение кредитов, ставки по которым для "Нафтогаза" могут оказаться неподъемными. "Учитывая ситуацию вокруг компании, проценты по займам будут больше 13,5% годовых, с которыми сейчас продаются евробонды НАК", — уверен аналитик Dragon Capital Денис Саква.

Удерживая газопровод в своих руках, Украина неизбежно потеряет и на транзите. За одиннадцать месяцев 2011 года через нашу страну в Европу было прокачано 95 млрд куб. метров газа, что принесло ей примерно $2,2 млрд. Однако объемы транзита с каждым годом будут уменьшаться. Россия форсирует строительство обходных газопроводов. Идут переговоры о достройке двух дополнительных нитей "Северного потока", а в конце декабря Москва окончательно договорилась с Турцией о строительстве "Южного потока". Вместе с газотранспортной системой Белоруссии "Южный" и "Северный" потоки покрывают потребности "Газпрома". По словам Миллера, в 2011 через Украину уже прошло на 5 млрд кубометров газа меньше, чем в 2010-м. Через пару лет отечественной ГТС в лучшем случае перепадет 18—20 млрд кубометров в год. В этом случае, по оценкам главы Администрации президента Украины Сергея Левочкина, она станет убыточной.

Цена газа: сейчас Украина платит $416 за тысячу кубометров, что для энергоемкой украинской экономики, в год потребляющей примерно 45 млрд куб. м, слишком дорого. Сохранив трубу в своих руках, Украина сможет снизить цену на газ, лишь обратившись в Стокгольмский арбитражный суд. "Это вполне вероятно, потому что мы уже платим больше, чем страны Западной Европы. Есть шанс добиться цены в $260 за тыс. куб. м (европейская цена минус транспортные расходы и скидка за Черноморский флот)", — уверен эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский.

Эти деньги "Газпром" готов вложить в обмен на полный контроль над трубой.

Заинтересованность российского газового монополиста в инвестициях в украинскую ГТС прямая. Несмотря на все реализуемые проекты по "потокам", украинская труба — простейший и кратчайший путь для российского газа в Европу. Ее модернизация все равно обойдется дешевле, чем строительство обходных путей. И если сейчас через Украину можно поставить в Европу около 140 млрд кубов, то после реконструкции пропускная способность увеличится до 200.
Впрочем, от "Южного потока", заявлял Алексей Миллер, Россия не откажется, даже получив ГТС. Однако тогда, скорее всего, будет построено не четыре нитки, а одна.

Но, потеряв ГТС, Украина утратит контроль над внутренним рынком, который будет сложно переориентировать на другие виды топлива или на газ иного происхождения. Также не будет доходов от транзита. "Если труба будет российской, Украина перестанет получать деньги за транзит. Это будут просто внутренние дела компании", — уверен директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар.

Цена газа: низкая цена газа — главная приманка, которую предлагают Украине в обмен за передачу трубы. Эксперты считают, что она может колебаться от $165 до $220 за тысячу кубометров — это цена добычи в Ямало-Ненецком автономном округе России плюс транспортные расходы. Но очевидно, что продержится такая цена недолго. "Все будет как в Белоруссии: Александр Лукашенко отдал половину "Белтрансгаза" за скидку, сейчас отдал вторую, получив отсрочку на три года, — уверен Михаил Гончар. — После ее окончания нужно или искать, что еще отдать, или платить среднеевропейскую цену".

Сценарий 3. Трое в лодке
На саммите "Украина — ЕС" в декабре прошлого года глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу подтвердил, что ЕС заинтересован в участии в консорциуме по управлению и модернизации ГТС. Правда, занятые проблемами еврозоны чиновники не спешат проявлять инициативу и предпочитают дождаться, пока Украина и Россия договорятся между собой.
Украина и ЕС подписали меморандум, согласно которому европейские банки должны были инвестировать в трубу еще в 2009 году. ЕБРР говорил о готовности дать до $1 млрд. Однако условием получения этих денег была реформа НАК "Нафтогаз", в частности отделение его добывающих, транспортирующих функций от роли продавца газа. Пока это не сделано, финансирования из Европы Украина не получит. Впрочем, даже после реформы не стоит рассчитывать на всю сумму. Финансовые проблемы в еврозоне, уверен Землянский, приведут к тому, что основные средства все равно придется искать в России, а Европа выступит консультантом.

Доля Украины в трехстороннем консорциуме может составлять 34%, доли России и европейских партнеров — 33%. Такой раздел не допустит полного поглощения украинского стратегического объекта соседом.

Заинтересованность в консорциуме со стороны европейских чиновников объясняется просто. Во-первых, пока не построены все обходные потоки, две трети газа идут в Европу через Украину, а значит, газовый кризис может повториться в любой момент. Во-вторых, по оценкам East European Gas Analysis, транспортировка по "Южному потоку" примерно в три раза дороже, чем по украинской ГТС.

Цена газа: поскольку Россия заинтересована не столько в консорциуме, сколько в поглощении ГТС, особой скидки в этом случае ждать не стоит. Украина может попробовать судиться с Россией в Стокгольмском арбитраже. Или, предполагает Михаил Гончар, если стороны решат вопрос полюбовно, можно рассчитывать на скидку в размере $50 от нынешней цены.

Наталия Гузенко,
Фокус