Значение искомого. Арсен Аваков может надолго задержаться в Европе

В интервью Фокусу объявленный в международный розыск бывший губернатор Харьковщины Арсен Аваков рассказал о причинах возбуждения в отношении него уголовного дела, его заказчиках и сворачивании бизнеса в Украине

Related video

Бывшему главе Харьковской обладминистрации Арсену Авакову повезло. В отличие от уже попавших за решетку оппозиционеров Юлии Тимошенко и Юрия Луценко, он успел покинуть страну до того, как 26 января прокуратура обвинила его в превышении служебных полномочий и возбудила уголовное дело. Теперь о главных новостях, включая обыски в двух его квартирах, бывший губернатор узнает исключительно из СМИ, в перерывах между авиаперелетами по Европе. Если ситуация на родине не изменится, Аваков может задержаться там надолго и, возможно, даже попросить на Западе политического убежища.

В чем суть предъявленных вам обвинений?
Прежде всего, спасибо за этот вопрос. Вы единственное СМИ, которое поинтересовалось сутью так называемого уголовного дела. Давайте разберемся. Итак, в Харьковской области есть частное предприятие, у которого в аренде находится участок земли. На момент начала истории земля уже была передана в аренду частной структуре, и этот факт у следствия не вызывает никаких вопросов. Это важный момент. Далее. Частное предприятие обращается в областную администрацию с просьбой изменить целевое назначение этой земли, чтобы построить там промышленный объект. Соответствующие органы готовят пакет документов, на основании которых делается распоряжение губернатора. Эти документы проверяют и визируют чиновники разного уровня, и затем распоряжение подписываю я. После этого Госкомзем начинает процесс изменения назначения земли. Через некоторое время наш юридический отдел обращает внимание на то, что в данном случае следует получить согласование Кабинета министров на изменение целевого назначения такого участка земли. Мои службы готовят второе распоряжение, отменяющее первое: предыдущее распоряжение отменить, все мероприятия по исполнению прекратить, документы отозвать и аннулировать, контроль — за профильным замом. Но отделение Госкомзема мое распоряжение игнорирует и регистрирует госакт на этот участок с измененным целевым назначением уже после второго распоряжения. Конец истории.

А в чем конкретно обвиняют вас?
Вот мы и добрались до главного вопроса: при чем тут я? Я — лидер оппозиции области, где содержится в колонии лидер оппозиции страны. И это мое единственное "преступление".

Вы называете дело против вас заказным. Кто заказчики?
Заказчиков "дела Авакова" сегодня может назвать любой харьковчанин. Достаточно вспомнить итоги выборов мэра в 2010 году. Геннадий Кернес (нынешний мэр Харькова. — Фокус) начинал свою карьеру как воришка — с кражи. И уже тогда его рейтинг был смехотворно мал для победителя. К 2012-му, году выборов, тандем Кернес – Добкин (Михаил Добкин — нынешний глава Харьковской ОГА. — Фокус) пришел совсем уж с плачевным результатом. И при таких начальных условиях на парламентских выборах их не спасли бы даже самые массовые фальсификации. Поэтому фальсификации предусмотрительно начали применять уже сейчас. Тем более есть поддержка сверху. Вы, наверное, знаете, что по одному из мажоритарных округов Харькова собирается баллотироваться Валерий Писаренко (бывший член фракции БЮТ. — Фокус) – протеже регионала Андрея Портнова, руководителя Главного управления по вопросам судоустройства Администрации президента. Так вот, ему намекнули, что Аваков будет его соперником, а у меня стартовый рейтинг за полгода до выборов — 30%. Значит, меня нужно уничтожить любой ценой. Хотя на самом деле я рассматривал для себя вовсе не тот округ, о котором идет речь.

Где вы сейчас находитесь?
Я за рубежом. Причем уже довольно давно. Много времени провожу в европейских столицах — работаю над новым историко-культурным проектом Благотворительного фонда "Ренессанс". Занимаюсь тут украинскими вопросами, которые делегировала мне партия: встречаюсь со многими европейскими политиками, объясняю, что происходит в Украине. Говорю об истинных целях власти и устремлениях оппозиции.

По примеру Александра Тимошенко не планируете просить политического убежища?
На сегодняшний день не планирую. Я хочу жить и работать в Украине, в своем родном Харькове. Но при нынешнем режиме, увы, нельзя ничего знать наверняка.

В СМИ появилась информация о том, что принадлежащая вам группа компаний "Инвестор" продала свои доли в сети супермаркетов "Восторг" и Салтовском хлебозаводе. Вы сворачиваете бизнес в Украине?
Мы действительно продали большую часть активов "Инвестора". Ни для кого не секрет, что бизнес в Украине можно вести только "под крышей" Партии регионов, а совмещать его с политикой совершенно нереально. Поэтому на каком-то этапе собственники "Инвестора" приняли решение о глобальной реструктуризации компании, распродали часть активов, погасили обязательства, чтобы не подставить под удар партнеров.

Мария Жартовская,
Фокус