Половина сердца. Муж Тимошенко рассказал о планах по спасению жены и санкциях против Януковича

В интервью Фокусу муж лидера БЮТ Александр Тимошенко рассказал о деятельности международной "Батьківщини", планах по спасению жены и санкциях Европы против Виктора Януковича и его окружения

Related video

Супруг осужденного экс-премьера Юлии Тимошенко Александр понемногу привыкает к роли беженца. В Чехии, куда он выехал около двух месяцев назад, Тимошенко наладил быт и даже обзавелся друзьями. В несуетливой Праге он регулярно общается с еще одним беглым украинским чиновником — экс-министром экономики Кабмина Юлии Тимошенко Богданом Данилишиным. А недавно в гости к Александру приезжал близкий родственник, имя которого он, из соображений его безопасности, просит не называть.

С остальными членами семьи и оставшимися на родине друзьями Тимошенко общается по телефону и прямо признается, что в ближайшем будущем возвращаться в Украину не планирует. Тем более в Чехии у него уже есть свой политический проект — международная общественная организация "Батьківщина". Именно она, по словам Тимошенко, накануне осенних парламентских выборов расскажет миру о преступлениях режима Януковчиа и мобилизует все внешние силы для освобождения украинских политзаключенных.

Поддерживаете ли вы сейчас связь с женой? Если да, то как?

Поддерживаю через Женю (Евгения, дочь Александра и Юлии Тимошенко. — Фокус) и адвокатов. То, что Тимошенко в тюрьме, не значит, что она полностью изолирована. Она из-за решетки руководит всеми необходимыми процессами, общается с людьми.

После требований Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) освободить политзаключенных Тимошенко может рассчитывать на смягчение наказания?

К сожалению, несколько недель, прошедших после принятия жесткой резолюции ПАСЕ, показали, что руководство страны не намерено обращать внимание на этот документ, даже несмотря на то, что для Украины он носит обязательный международно-правовой характер.
В этом плане показательно заявление депутата из фракции Партии регионов Вадима Колесниченко. Он прямо сказал: "Что касается резолюций ПАСЕ — нам это фиолетово. Пусть в Европе сначала декриминализируют статьи по злоупотреблению служебным положением, тогда и поговорим". Это мнение, судя по последовавшим после резолюции действиям, целиком разделяет власть.

То есть вы за то, чтобы ПАСЕ ввела против Украины санкции?

Нужны персональные санкции против Януковича, ключевых политических и экономических фигур из его окружения, руководителей Администрации президента, Кабинета министров, Партии регионов, судей и правоохранителей, которые выполняют политические заказы по подавлению прав граждан, преследованию оппозиционных политиков. Речь идет о запрете на въезд в ЕС, замораживании счетов, различных активов, принадлежащих указанным лицам напрямую или под прикрытием ближайших родственников либо подставных юридических и физических лиц.

Кто еще из соратников Юлии Владимировны может попросить или уже попросил убежища на Западе?

Политическое убежище — это крайняя мера, на которую идет человек, когда чувствует, что его жизни в стране угрожает опасность, или его могут использовать как наживку для травли другого человека. Поверьте, тяжело чувствовать себя беженцем. Очень тяжело. Сегодня в Украине такое положение, когда убежища может попросить больше половины населения. Но зачем? Не лучше ли собраться и заставить это сделать одного человека — Януковича? Пусть он просит убежища. Но, наверное, ему убежище теперь может предоставить только Антарктида.

В январе нынешнего года закрытые в 2005 году уголовные дела в отношении вашего отца, соучредителя ЕЭСУ Геннадия Тимошенко, и экс-главбуха компании, ныне нардепа БЮТ Антонины Болюры, возобновили. Как суд мотивировал это решение?

Это не больше чем удовлетворение личных интересов Януковича, основанных на животном страхе и ненависти к Юле. Он знает, что мы не дадим ему спокойно спать и прыгать по пенькам в украденном у страны заповеднике, теперь ставшем его резиденцией. Поэтому и страдают наши ближайшие родственники.

До 28 марта Тимошенко должна ознакомиться с делом по ЕЭСУ. Это означает, что скоро начнется новый процесс?

Сроки (ознакомления с делом. — Фокус) были сокращены до абсурда. Более 20 000 страниц нужно изучить за 38 рабочих дней. Что это как не нарушение права на защиту? Более того, о судебном заседании, которое установило эти ограничения, адвокаты не были вовремя проинформированы. Вывод: власть спешит, пытаясь успеть вынести лидеру оппозиции еще один абсурдный обвинительный приговор до решения Европейского суда по правам человека.

Вы или ваша дочь планируете войти в предвыборный список "Батьківщини" на парламентских выборах?

Для нашей семьи это не главное. Приоритет один — Юлия Тимошенко должна быть на свободе.

Но вы принимаете участие в формировании списка? Возможно, обсуждаете какие-то кандидатуры с Александром Турчиновым?

Я не политик, а Турчинов — опытный руководитель, компетентный человек, который многие годы работал вместе с Юлей. Для меня честь иметь такого верного товарища и соратника, как Александр Валентинович.

Вы координируете с супругой действия по созданию и развитию международной "Батьківщини"?

Эта организация имеет цели, связанные с защитой прав Юлии Тимошенко и политических заключенных в Украине. Мы будем рассказывать миру, как нынешняя власть грабит страну, работать с украинской диаспорой и готовиться к выборам. Сегодня в стране более 70% людей, готовых поддержать оппозицию, поэтому есть большие шансы создать мощное оппозиционное движение.

Мария Жартовская, Фокус