Партию сдал. Партию принял. После слияния Тигипко может возглавить ПР

На своем съезде Партия регионов поглотила "Сильную Украину". Недружественное слияние сыграет на руку лидерам партий и поставит крест на будущем политсилы Сергея Тигипко

Тринадцатый съезд Партии регионов, который 17 марта состоялся в столичном Международном выставочном центре, стал настоящим парадом парадоксов и мини-сенсаций. На мероприятии, обставленном как съезд победителей, мелькали лица, которые мало кто ожидал здесь увидеть.

Вот у пышно украшенной в партийные бело-голубые цвета сцены появился экс-нардеп-бютовец Николай Баграев. В недавнем прошлом главный организатор всех публичных мероприятий в поддержку Юлии Тимошенко на этот раз отвечал за постановку съезда своих бывших политических оппонентов. Неподалеку от него, в почетном первом ряду еще один неожиданный гость — новоназначенный министр здравоохранения Раиса Богатырева. А ведь четыре года назад ее со скандалом исключили из партии — даже на съезде она отказывалась отвечать, восстановлено ли ее членство.

Сложившуюся традицию лично сопровождать президента на этот раз нарушил и бывший первый-вице-премьер Андрей Клюев. Пониженный до главы малозначимого СНБО чиновник приехал на съезд в одиночестве и с отрешенным видом ждал начала мероприятия.
Но не ради этих камео затевалось пышное действо. Виновником и главным действующим лицом торжества стал вице-премьер, глава "Сильной Украины" Сергей Тигипко. Всеобщее внимание он привлек буквально сразу. "После вступления в Партию регионов вы поменяете фамилию на Янукович или останетесь на девичьей?" — прямо у входа обескуражил триумфально шествующего чиновника журналист телеканала "1+1" Роман Винтонив. Едва сдерживая злость, Тигипко удалился, так и не ответив. В этот день у него была другая миссия. На съезде, после почти годичных переговоров с регионалами, вице-премьер публично распустил свою партию, объявил о ее слиянии с Партией регионов и занял пост замглавы ПР Николая Азарова.

Эксперты уверены, что политический брак по расчету гарантирует Тигипко место главы избирательного штаба регионалов, власти — дополнительные 3% голосов на парламентских выборах, а членам СУ — минимальную квоту в объединенном списке двух партий.

Торг уместен
О том, что 17 марта "Сильная Украина" станет частью ПР, пользователи Facebook узнали накануне из видеообращения Тигипко. На фоне ночного города вице-премьер заявил, что после долгих совещаний вопрос слияния наконец решен и теперь его соратники смогут заняться тем, ради чего, собственно, пришли в политику — реальными реформами. Последнюю точку в главной для "сильных украинцев" теме члены СУ поставили 17 марта во время очередного съезда партии в столичном President Hotel. Впрочем, как признается присутствовавшая там член национального бюро "Сильной Украины" Светлана Фабрикант, в этот раз ее соратники утрясли только технические моменты, а все принципиальные вопросы были решены еще осенью — на первой части съезда. "Конечно, у всех нас болело сердце, но нам нужен инструмент, чтобы влиять на ситуацию в стране, и мы его получили", — рассказывает о непростом решении Фабрикант.

О необходимости реформ эмоционально, без бумажек говорил на съезде ПР и сам Тигипко. Как и положено лидеру, после подписания решения о слиянии двух партий он, широко улыбаясь, продемонстрировал собравшимся полученный из рук премьера новый партбилет, став первым "сильным регионалом".

Поступить иначе вице-премьер, похоже, не мог. В феврале 2012-го, через два года после президентских выборов, на которых Тигипко набрал больше 13%, его рейтинг, по данным Киевского международного института социологии, упал до 4,3%. Еще скромнее партийный рейтинг СУ — 3,6%. С такими результатами, объясняет политтехнолог Тарас Березовец, политсила Тигипко рисковала не пройти в Раду в нынешнем году, а сам он в случае отказа от слияния мог не получить обещанных ему политических бонусов. По информации эксперта, в их числе — пост главы "белого" предвыборного штаба Партии регионов, а в перспективе, возможно, кресла главы ПР и премьера, стремления попасть в которые "сильный украинец" никогда не скрывал. Претендентом на пост руководителя "теневого" штаба Березовец считает главу СНБО Андрея Клюева.

Что касается квоты СУ в предвыборном списке регионалов, то политтехнолог предполагает, что в лучшем случае Тигипко может рассчитывать на 10% в партийном списке и несколько мажоритарных округов: "Взять много по мажоритарке он не сможет, поскольку в партии очень мало узнаваемых лиц".

Еще одна причина, толкнувшая Тигипко отказаться от собственной партии, по словам анонимного источника Фокуса, — это планомерная миграция членов СУ в Партию регионов. "По большому счету, партийцы толкнули лидера к объединению, а не наоборот", — объясняет близкий к Партии регионов источник, добавляя, что часть "сильных украинцев", отказавшихся от слияния, начали миграцию в "Удар" Виталия Кличко.

Выгоды регионалов тоже налицо. Оперируя данными закрытых соцопросов, политолог Владимир Фесенко объясняет, что на выборах с учетом всех нюансов ПР может получить около 3% дополнительных голосов "сильных украинцев". Еще 2% либерально настроенные избиратели Тигипко отдадут оппозиции. Но, учитывая, что борьба с оппонентами власти будет идти за каждый мандат, регионалам может хватить для победы и трехпроцентной прибавки.

"Главное, власти нужно зачистить электоральное поле и показать, что альтернативы ей сейчас нет", — рассказывает близкий к регионалам источник. Он утверждает: до слияния для ПР Тигипко оставался главным конкурентом, который, по мнению влиятельных регионалов, на президентских выборах перетянул часть бело-голубого электората на себя и заставил Януковича сражаться во втором туре.

Впрочем, на Тигипко процесс "зачистки", скорее всего, закончится. Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев утверждает, что желающих присоединиться к партии власти больше нет. "Раздавать бонусы, как в случае с Тигипко, она больше не намерена, а просто так сливать себя партии не будут", — уверен политолог и член партии "Единый центр", которую вместе с "Народной партией" спикера Владимира Литвина до недавних пор называли в числе главных претендентов на объединение с ПР.

Катерина Коберник,
Фокус