Господу помолимся. Команда Януковича не жалеет денег на церкви, соборы и мечети
Команда Виктора Януковича охотно демонстрирует свою набожность и активно финансирует строительство храмов. Фокус выяснил, какие церкви поддерживают первые лица государства и сколько тратят на их содержание
В пасхальное воскресенье прихожане енакиевского Свято-Покровского собора услышали сразу две благие вести: во-первых, "Христос воскрес!", во-вторых, "Он едет!" — в светлый праздник в храм пожаловал его главный меценат — народный депутат-регионал Юрий Иванющенко. Близкий друг президента Виктора Януковича и один из самых загадочных людей страны (№2 в рейтинге Фокуса "200 самых влиятельных украинцев") прибыл под стены святой обители в сопровождении кортежа из трех Mercedes и Lexus ровно в 10 утра. Из роскошной иномарки под прикрытием охраны вместе с нардепом вышли его дочь Яна и ранее не попадавшая в объективы фотокамер супруга Ирина. Одетые в приталенные пальто светловолосые дамы расцеловали настоятеля храма и матушку и поспешно в окружении плотного кольца охраны направились внутрь собора. На глазах у удивленных прихожан известное семейство, на деньги которого был построен собор, в полном составе скрылось за иконостасом, куда женщинам вход строго воспрещен.
Иванющенко — не единственный и не главный церковный меценат от власти. Деньги на строительство новых и реконструкцию старых храмов — преимущественно Украинской православной церкви Московского патриархата — регулярно выделяет как президентская чета, так и вся верхушка окружения Януковича, включая главу Администрации президента Сергей Левочкина, нового министра экономического развития и торговли Петра Порошенко, генпрокурора Виктора Пшонку и самого богатого человека страны Рината Ахметова. И хотя рассказывать о своих благих делах первые лица страны по известным им одним причинам наотрез отказываются, Фокус выяснил, какие именно храмы они поддерживают и какие политические дивиденды получают взамен.
Серый кардинал
"Когда он приедет, не вздумайте его фотографировать. Бывали случаи, когда его охрана молча забирала камеру, мы и слова не успевали сказать", — накануне приезда Иванющенко предостерегает Фокус матушка енакиевского Свято-Преображенского собора. Словно не замечая слов жены, настоятель собора протоирей Владимир Згинник своего восхищения именитым гостем не скрывает. Для него самый закрытый и загадочный регионал, который 13 лет назад сделал первое пожертвование на строительство храма, — добрейшей души человек. "Вы не обращайте внимания на козни против него! Юрий Владимирович человек добрый, это я искренне вам говорю", — буквально с порога заявляет он Фокусу, добавляя, что с журналистами Иванющенко не любит общаться не из вредности, а потому, что "заикается немного". В собор бело-голубой предприниматель, по словам настоятеля, наведывается раз в три месяца, чтобы узнать, "всем ли довольны верующие, не нужно ли чего". И хотя деньги храму не помешают, брать их у депутата Згинник стыдится, дескать, главное — он помог со строительством, а дальше нужно справляться своими силами.
Возведение собора настоятелю далось нелегко: землю под него он выбивал с 1993 года, но местные чиновники давать участок в центре Енакиево "какому-то попу" наотрез отказывались. "Я собрался и поехал к Виктору Януковичу (тогдашнему губернатору Донецкой области. — Фокус)", — эмоционально рассказывает протоирей, вспоминая, что в приемной чиновника он упал на колени и стал молиться. Увидев странную картину, Янукович удивился и пообещал подумать и помочь. Вскоре Згинник получил землю, а за ней и первое пожертвование от президента фирмы "Алви-Инвест" Иванющенко. Сколько именно дал тогда еще никому не известный предприниматель, Згинник говорить наотрез отказался, уточнив только, что внушительной суммы хватило, чтобы вырыть котлован и заложить первый камень в основание забора. О строительстве церкви, которое шло с 1999-го по 2004 год, Иванющенко не забывал, даже когда жил за рубежом, и передавал деньги через посредников.
Святое семейство
Всего на год меньше шло строительство еще одного совместного проекта Иванющенко и Януковича — Свято-Георгиевского храма в Енакиево. Згинник рассказывает, что освященной после инаугурации Януковича церкви обе семьи помогают по сей день, и, несмотря на политические предпочтения, прихожане им за это благодарны. "Какая разница, кто строил. Дело-то благое, хорошо, что сделали", — подтверждает слова духовного наставника прихожанка Инна из Углегорска, что в шести километрах от Енакиево.
Помимо маленькой часовни в Донецке, семья президента также финансировала строительство главного городского Спасо-Преображенского кафедрального собора, где в прошлом году в присутствии первой леди божественную литургию провели патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с митрополитом Киевским Владимиром. К приезду супруги главного регионала в соборе готовились и на сей раз: накануне Пасхи служители специальными лопатками соскребали с пола воск, а священники расставляли у иконостаса вазы с белыми лилиями, но в праздник Людмила Янукович в церкви так и не появилась. Не посетила она и небольшой храм Святого Агапита Печерского на территории Областной донецкой клинической больницы имени Калинина, которому, по словам настоятеля архимандрита Варсонофия, первая леди тоже помогает и где частенько бывает.
Благими намерениями
От Януковича стараются не отставать и его подчиненные. В их числе — правая рука президента Сергей Левочкин. По словам религиоведа Юрия Черноморца, глава АП построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Трилесы Фастовского района Киевской области. Также Левочкин значится в списке благотворителей Кафедрального собора в честь Воскресения Христового, строительство которого началось в апреле 2010 года неподалеку от станции метро "Лыбидская" в Киеве. Сооружение собора, который по замыслу архитекторов станет самым высоким в Европе, также финансирует министр экономического развития и торговли Петр Порошенко (подробнее о застройке на " Лыбидской" читайте на стр.54). Но разглашать суммы, направляемые на святое дело, чиновник отказывается. "Это его внутренний мир, и он считает, что такая сфера не должна подвергаться публичности", — вместо Порошенко ответила на вопрос Фокуса о размерах материальной помощи министра его пресс-секретарь Ирина Фриз.
В том же духе на аналогичный вопрос ответил еще один меценат — нардеп-регионал и №190 в рейтинге самых богатых украинцев Василий Горбаль, который, по данным Фокуса, тоже выделяет средства на строительство церквей. "Это та тема, на которой не принято пиариться", — отрезал он, подтвердив, однако, что оказывает помощь церкви непублично.
Впрочем, приблизительно оценить размеры пожертвований первых лиц страны можно. По грубым подсчетам главы информационного управления Киевской патриархии Евстратия Зори, строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора обошлось меценатам примерно в 100 млн грн. А один только купол храма в Трилесах, по информации компании-изготовителя, стоил заказчику более 90 000 грн.
Открыто говорить и вплоть до копейки отчитываться о потраченных на церковь суммах готов только самый богатый украинец — нардеп-регионал Ринат Ахметов. В ответ на запрос Фокуса его пресс-служба сообщила, что на личные средства бизнесмена в 1997 году был построен второй минарет мечети "Ахать-Джами" в Донецке, а в 2008–2010 годах Фонд Ахметова реставрировал Дом Митрополита в Национальном заповеднике "София Киевская" и восстановил браму Заборовского в самом соборе, потратив на масштабный проект 38 754 684 гривен и 61 копейку
Щедроты известных регионалов, которые активно поддерживают и мусульман, и прихожан Московского патриархата, Евстратия Зорю не радуют. Он давно отметил: в отличие от предшественников, бело-голубая власть наотрез отказывается жертвовать на Киевский патриархат. Принципиальный подход чиновников религиовед Виктор Еленский объясняет тем, что большинство регионалов — выходцы из Восточной Украины, где УПЦ КП считается неканонической.
Известный политтехнолог Тарас Березовец отмечает еще один нюанс. По его словам, меценатство — неотъемлемый элемент пиара и один из самых надежных способов заполучить голоса верующего электората. "В 2004 году штаб Виктора Ющенко активно сотрудничал с протестантами, которые в итоге поддержали кандидата-оппозицонера", — раскрывает секреты предвыборных технологий предыдущей власти эксперт. Регионалы, уверен он, идут по схожему пути, и при отсутствии видимых экономических успехов надеются сыграть на религиозных чувствах украинцев.
У Еленского есть еще одно объяснение повальному увлечению власти религией. "Есть люди, которые думают, что, дав деньги на храм, они получают индульгенцию за грехи. Но с Богом нельзя вот так "порешать" вопросы", — иронизирует религиовед, намекая на темное прошлое многих известных меценатов во власти.
Мария Жартовская, Фокус