Рекламная обуза. Фокус составил антирейтинг политических роликов сезона лето-2012
Те, у кого есть мечта попасть в Верховную Раду седьмого созыва, стремятся к ней без оглядки. Фокус представляет антирейтинг скороспелой политической рекламы партий и гражданских организаций
Парламентская кампания-2012 в Украине началась досрочно. За несколько месяцев до ее официального старта с экранов телевизоров и компьютерных мониторов на застигнутый врасплох электорат обрушились десятки промороликов крупных политических партий. Для потенциальных избирателей в них много хороших новостей и предложений. "Руїну подолано", — рапортуют регионалы, "Победа в наших руках", — утверждает глава "Фронта змін" Арсений Яценюк, "Обирай свободу", — прямо призывают неубедительно жестикулирующие исполнители одноименной песни, записанной при содействии ВО "Свобода" Олега Тягнибока.
Все это, уверяют заказчики роликов, к предвыборной агитации не имеет никакого отношения. Она согласно закону начнется только после регистрации кандидатов-мажоритарщиков и партийных списков Центральной избирательной комиссией, то есть не раньше первых чисел августа. А пока политики и гражданские активисты просто повышают узнаваемость собственных брендов. С помощью экспертов Фокус выяснил, кому из них это удается хуже всего и сколько денег потенциальные депутаты тратят на свою не-агитационную кампанию.
Денис Богуш, глава агентства Bohush Communications
Александр Хмыров, продюсер студии TV lab
Владимир Горковенко, главный редактор PR-портала Украины
Тарас Березовец, директор компании стратегического консалтинга Berta Communications
1. Ролик гражданской инициативы "Небезразличные люди, объединяйтесь" снят при поддержке сопредседателя координационного совета Евразийского союза Владислава Кривобокова
Оценочная стоимость: $ 500–2000
22 июня 2015 года. Украина в руинах — в стране идет гражданская война. Армия Восточного освободительного корпуса отвоевывает Полтаву, Черкассы и Чернигов у сил Западного комитета сопротивления. В Киеве разруха, голод, вода отравлена отступающими, на улицах орудуют мародеры. Юлия Тимошенко из немецкой клиники прибывает в Украину, но прорваться дальше Львова не может, поэтому обращается к НАТО с просьбой ввести в страну свои войска. На фоне апокалипсической картинки демонстрируются данные о низках темпах экономического роста в Европе.
Вывод неожиданный. Стабильное будущее и высокие зарплаты стране гарантирует союз с Россией и "уютный дом" братских народов. Загнивающая Европа Украине не нужна.
Владимир Горковенко
Сюжет — попытка скрестить ежа с удавом: идет повествование о войне, затем цифры, показывающие, как хорошо живется в Европе. И после этого вдруг призыв вступить в Евразийский союз, где одна из самых маленьких зарплат. Где логика?
Вывод: чтобы Украина стала "та", "обирай Свободу заходу і сходу!".
Александр ХмыровКлип времен рассвета группы "Аква Вита", был такой коллектив в 90-х. Безвкусная одежда, скудная мимика, зажатые движения — этакий аналог провинциального КВН. А эти грустные дедушкины глаза… Понятно, хотели показать, как тяжело живется старикам, но тогда неясно, чему радуются исполнители в реперских шапочках.
"Руїну подолано!" Молодого Народного руха
Оценочная стоимость: $ 60
Ролик-пародия на "Руїну подолано" Партии регионов. Тяжелый труд власти воплощает бег Виктора Януковича по пенькам, причину задержки "подолання" объясняет золотой унитаз, достигнутую стабильность демонстрируют антивластные митинги льготников. В светлое будущее, на которое надеялась вся страна, летит вертолет президента за $17 млн.
Вывод: руину "не подолано", а умножено.
Александр ХмыровВесь материал — из фотобанков интернета, а то, что вложили от себя —
взрывает мозг. Идея стебная: президент, бегающий по пенькам, золотой унитаз, но исполнение неудачное. Ролик представляет собой каламбур картинок, быстро мелькающих на экране, не успеваешь уловить с первого раза, о чем же он? В результате мало что понимаешь, даже если видел оригинал от Партии регионов. После него в голове ничего не остается, и пересматривать еще раз нет желания.
4. Виталий Кличко "начинает бой за Украину"
Оценочная стоимость: $ 120
Со времен оранжевой революции у Виталия Кличко есть план. И не простой, а четкий план по изменению страны: освобождение политзаключенных, переаттестация судей, уменьшение вдвое единого соцвзноса, налоговые каникулы для малого бизнеса, борьба с коррупцией и т. д. За все это он намерен биться.
Вывод логичный. Если Кличко будет биться, он, скорее всего, победит.
Денис Богуш
Тут, как у Станиславского, — "Не верю!". Все лозунги и цели правильные, но это не Кличко. В представлении его электората он другой — боец, простой парень, но не профессиональный скучный политик. Нужно быть ближе к народу и эксплуатировать другой имидж.
Владимир Горковенко
Ролик для глухонемых. Картинки слепили из того, что было под рукой, а затем наложили музыку и текст. Ролик длинный, лишен динамики, много текста, который не успеваешь читать, а с первого раза мало что можно запомнить. Главное, вместо деклараций самого Кличко — титры.
Оценочная стоимость: $ 10 000–20 000
Перед завороженными единомышленниками Королевская озвучивает простые истины: она хочет, чтобы в стране ценили честность, порядочность и достоинство, а не коррупцию и измену. Приятным сюрпризом для публики, по задумке авторов, должно стать то, что экс-бютовка знает, как всего этого добиться.
Вывод: "Україна — Вперед!".
Денис Богуш
Не обошлось без плагиата. Ющенко в свое время тоже говорил "Верю. Знаю. Можем", но кто сейчас
это помнит? Плюс очень предусмотрительно использовали девиз Евро-2012: "Україна, вперед!", в итоге вся страна бесплатно скандирует название партии Королевской.
Владимир Горковенко
На съемках работала большая команда, использовали как минимум пять телекамер, операторские краны, но при этом умудрились допустить заметный промах — закадровый текст не совпадает с шевелением губ.
Вывод традиционный: "Україна — Вперед!".
Денис Богуш
Авторы явно переборщили с психотехнологиями: глаза в пол-экрана, неестественная, растянутая речь. Нас хотели ввести в транс? Не вышло, поэтому теперь у многих тоже есть "мрія": никогда больше не видеть и не слышать Королевскую. Пара планов церквей и мостов точно дублируют видеоряд проморолика Евро-2012. А вот то, что слоган украли у Кинга, некритично. Большинство избирателей Королевской на это ответят: "Кто такой Кинг?".
Тарас Березовец
Тот случай, когда повторение хуже оригинала, а оригинал — не самый лучший. Ролик делали те же, кто трудился перед выборами с Сергеем Тигипко. Они не стали себя утруждать: тот же сценарий, планы, фаллические символы — вместо опор линий электропередач — статуя Родины-матери. Реклама получилась мужская, а Королевская не очень женственная.
Вывод: страной управляешь ты.
Владимир ГорковенкоНемного перемудрили с сюжетом. Непонятно, почему дети оказались в кабинете чиновника и за что его бьют. Но идея и техническое выполнение хорошие: мол, мы строим демократическое общество.8. "Руїну подолано" Партии регионов
Вывод: руину преодолели, а возродить страну не успели. Нужно еще время.
Денис Богуш
Не стоило власти напоминать о прошлом, а то ведь многие, сравнив, поймут, что раньше бизнесу было проще, взятки — ниже, а цены так не кусались. Руина сейчас только начинается, и, заметьте, к этой мысли подтолкнула не оппозиция.
Вывод: победы без борьбы и Кличко не бывает.
Владимир ГорковенкоБезобразный монтаж и затянутый сюжет: ринг, бьют морды и вдруг — толпа и большой отрезок выступления Виталия. Если бы оставили кадры выступления и разбавили их картинками, могли бы рассчитывать на больший эффект. Над клипом, похоже, работал компьютерный отдел партии, решили сэкономить, поэтому ролик подойдет только для регионов.
10. "Украинский выбор" Виктора Медведчука
Вывод: страной управляешь ты.
Александр Хмыров
Не все пенсионеры знают, что такое iPad и как можно поменять передний план на фото, поделиться ссылкой в интернете и набрать количество просмотров. Соответственно, сделано только под молодую целевую аудиторию, но идея оригинальная.
Тарас Березовец
Ролик направлен на повышение узнаваемости бренда. Качественный сюжет, добротный монтаж, хороший продакшн и классика для политического ролика — продолжительность в 30 секунд. Съемки на улице — тоже плюс. И запоминающаяся концовка, где чиновник позвякивает на велосипеде.
10. Объединенная оппозиция "За Батьківщину"
Оценочная стоимость: от $ 20 000
Яценюк, как когда-то большевики, все поделил: достоинство — каждому, справедливость — всем, честность — власти. На фоне плаката с изображением реального номера первого — Юлии Тимошенко — условно первый фронтмен со сцены утверждает, что победа — в руках народа, а сама Юля с билборда — что они объединились ради Украины.
Вывод простой: объединенная оппозиция лучше разъединенной.
Сергей Колесник
Cнято с умом, речь идет от первого лица, что внушает доверие.
Но Яценюк играет на одних и тех же тезисах. Мы это слышали, не трогает. Нужна новизна, которой нет.
Владимир Горковенко
Яценюк хорошо играет, говорит коротко и четко, есть титры для глухих и звук для слепых. В ролике использованы кадры и из реального выступления, и из записи в студии. Единственное, чего не хватает, — слов Тимошенко: оппозиция ведь объединенная, могли что-то взять из ее старых записей.
Катерина Коберник, Дмитрий Орлов, Фокус