Удар выше рейтинга. Сколько мандатов получит в Раде Кличко

В нынешней парламентской кампании лидер "УДАРа" Виталий Кличко поставил на карту все — репутацию, команду и свои деньги. Проведя день с политиком, Фокус раскрыл секрет роста его рейтинга, и узнал про совместный с оппозицией план по спасению мажоритарки

Related video

Доказать, что в украинской политике он такой один — вот главная задача лидера "УДАРа" Виталия Кличко. Свою непохожесть на старую гвардию чиновников боксер-тяжеловес подчеркивает как умеет. В шесть утра 30 сентября он отправляется на встречи с избирателями в Житомирскую область не на отдельном автомобиле, а в микроавтобусе Volkswagen Multivan. В нем, помимо малогабаритных на фоне самого Кличко охранников, — координатор предвыборного тура, №28 в списке "УДАРа" Павел Рябикин. Четыре часа спустя в центре Новоград-Волынского кандидата в депутаты вызывают на сцену нетрадиционно: имя и фамилию Кличко голос всемирно известного ринг-анонсера Майкла Баффера произносит так же, как перед боксерскими поединками, растягивая некоторые звуки. Речь одетого в джинсы первого номера списка тоже об уникальности — на это раз его команды. Она, рассказывает Кличко, в отличие от остальных участников кампании, у власти никогда не была, поэтому способна масштабно изменить правила игры. "Мы в корне отличаемся и хотим сделать политику публичной, без кулуарных договоренностей", — спустившись со сцены, еще раз, уже отдельно для Фокуса повторяет Кличко.

На этот лозунг 41-летний политик ставит не зря. Двинувшись на выборы отдельно от, казалось бы, единомышленников из объединенной оппозиции (ОО) и сделав одним из главных тезисов кампании полную люстрацию власти, он гарантировал "УДАРу" светлое парламентское будущее. По данным Центра Разумкова, за полтора года рейтинг партии вырос в три раза, достигнув в августе нынешнего года 9,6%. Это на 10,4 процентных пункта меньше, чем у ОО и на 12,7, чем у Партии регионов. Но это не предел. "Кличко оказался в тренде. Он, как в 2009 году Сергей Тигипко (тогда кандидат в президенты. — Фокус), позиционировал себя третьей силой оппозиционного толка и мобилизовал большую часть избирателей", — объясняет секрет успеха боксера директор фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина. Впрочем, чтобы не растерять сторонников, уже в Раде Кличко придется умерить политические аппетиты, найти общий язык с оппозицией и уберечь свою фракцию от появления тушек.

Боксом единым
26 сентября "УДАР" неожиданно для всех стал главным ньюсмейкером. Рейтинг партии, согласно данным сентябрьского опроса Киевского международного института социологии (КМИС), составил 14% против 13% у ОО. Неприятные для себя данные оппозиция истолковала по-своему. "В Украине нет честных социологов", — недвусмысленно намекнул на заказной характер опроса первый номер в списке ОО Арсений Яценюк. "Наша партия никогда не имела отношения к заказным опросам", — парировала №6 в списке "УДАРа" Ирина Геращенко. Ее слова подтверждает директор КМИС Владимир Паниотто. Он признается: данные опроса публиковать не хотел, дескать, тот проводился сразу после победного для Кличко боя с немцем Мануэлем Чарром, поэтому его результаты едва ли можно толковать как устойчивую тенденцию, лучше подождать следующих замеров.

Но они, прогнозирует Бекешкина, от результатов КМИС ощутимо отличаться не будут: 15%, на которые рассчитывает "УДАР", партия на выборах, скорее всего, получит. 70% ее избирателей, большинство из которых молодежь, готовы голосовать за политсилу исключительно благодаря личности лидера, и им нет дела до слухов и политических сплетен. В том, что боксерское прошлое ему помогает, признается и сам Кличко. "Я горжусь тем, что спортсмен и вышел из такого вида спорта, как бокс", — говорит он, уточняя, что в политике руководствуется теми же правилами, что и в спорте.

Впрочем, предвыборные выступления изматывают Кличко меньше, чем бои на ринге. За день он успевает побывать на трех митингах, и подходы к избирателям длятся не 3, а в среднем 20 минут, потом лидер быстро отвечает на пять-шесть вопросов собравшихся, затем под песню украинской группы "Антитела" "Вибирай" раздает свои фото и календари с подписью "Ваш Кличко". Все это происходит под бурные аплодисменты толпы и крики: "Виталя, братан, мы с тобой"! "Не раздавай он эти календарики, его самого бы разобрали на сувениры", — шутит над попытками собравшихся прикоснуться к легенде спорта Ирина Геращенко.

Шутки шутками, но популярность Кличко существенно облегчила работу партийным политтехнологам. Они, в отличие от периодически теряющей рейтинг оппозиции, не искали нестандартных идей в ходе кампании, рассказывает политолог Владимир Фесенко. Исключение — только программа партии: 49 экспертов, опрошенных фондом "Демократические инициативы", признали ее лучшей на нынешних выборах, отдав второе место программе ОО. Но тут следует признать, что кроме обозначенных экспертов программы мало кто читал.

Из многостраничного талмуда Кличко рассказывает избирателям только о главном: планах люстрации власти и создании антикоррупционного бюро под контролем общественности. Но как раз эти две идеи для страны не новы. О люстрации власти, вспоминает Фесенко, уже заявляло ВО "Свобода", а об антикоррупционном бюро — Яценюк. "Но в программу Кличко все это легло более удачно. О борьбе с коррупцией должен говорить тот, кто сам не был властью", — считает политолог.

Удачная кампания и личный рейтинг за месяц до выборов позволяют Кличко рассчитывать на беспрецедентный для новичка результат — 65–70 мандатов в Раде следующего созыва с учетом мажоритарщиков. К этому "УДАР" планирует добавить еще пару штыков самовыдвиженцев, с которыми партия начнет переговоры сразу после выборов.

Брак по расчету
Успехи боксера, который после долгих переговоров отказался сотрудничать с ОО, не дают спокойно спать несостоявшимся соратникам. Несмотря на то, что 24 января, в День Соборности Украины на Софиевской площади Кличко и Яценюк подписали соглашение о сотрудничестве, оппозиция периодически критикует ударовца. Это, признается он, параллельно фотографируясь с официантками в национальных костюмах в придорожном кафе "Желудь", точно не укрепляет и без того непростые отношения с ОО. В число главных претензий последней к политику входят следующие: во время митингов против принятия законопроекта о языках под Украинским домом Кличко не держал оборону, а раздавал автографы и не стоял рядом с оппозиционерами на акциях протеста во время подписаний Харьковских соглашений в минувшем году.

Чтобы доказать преданность общим идеалам, оппозиция предлагает Кличко еще до победы согласиться на ее условия. "Если "УДАР" поддерживает наши принципы относительно импичмента президента и экономической политики, то, конечно, может быть сотрудничество в Раде 7-го созыва", — рассказывает Фокусу член политсовета "Фронта змін", лидер фракции НУ-НС Николай Мартыненко, добавляя, что пока о сотрудничестве "УДАРа" и оппозиции в будущем парламенте говорить рано, дескать, "придет время — определимся". Сделать это раньше, утверждают источники Фокуса в оппозиции, команде Яценюка мешает сам Кличко, который то соглашается на условия оппозиционеров, то после обнародования его подросших рейтингов предлагает условия пересмотреть.

Боксер эти обвинения отвергает. "Если нужно, "УДАР" даст голоса за импичмент, это не проблема, но заявление-то популистское, о чем я уже говорил руководителям оппозиции", — объясняет Кличко и напоминает, что закона, который позволит провести импичмент Януковича, в стране пока нет.

Солидарность с соратниками Кличко готов демонстрировать иначе. Он обещает, что в ближайшее время в отдельных мажоритарных округах его партия снимет своих кандидатов в пользу ОО и оппозиционно настроенных самовыдвиженцев, рейтинг которых окажется выше. То же самое, как заявил Фокусу Мартыненко, сделает и оппозиция.

Но даже это, прогнозирует Фесенко, не гарантирует создания парламентского большинства в Раде после выборов. "Пока Кличко воспринимают как конкурента", — отмечает он. Его слова подтверждают и сами оппозиционеры. "Есть подозрения, что в Раде Кличко будет вести себя, как Литвин, он сам по себе, а фракция сама по себе", — на условиях анонимности делится с Фокусом один из депутатов от БЮТ-Б.

Если в чем-то Кличко и похож на нынешнего спикера парламента, так это в умении уходить от неудобных тем. "Я уверен, что с оппозицией мы сможем сформировать большинство. Если же этого не произойдет, могу пообещать: в нашем лице власть получит сильного оппонента и монолитную силу без "тушек", — уклончиво отвечает он на вопрос о гарантиях формирования в Раде коалиции с ОО.

Но у Кличко есть более масштабные планы, о которых он пока говорить не хочет. "Его уже вряд ли интересует кресло столичного головы, его цель — президентские выборы", — уверен Фесенко. Чтобы в 2015 году победить своего главного оппозиционного конкурента Яценюка и сразиться со вторым участником — Виктором Януковичем, боксеру нужно не много: не идти на компромиссы с ПР и не позволить своим депутатам превратиться в "тушек".

И то и другое бодрый и подтянутый Кличко смело обещает тем, кто 30 сентября пришел послушать его выступление в провинциальном Новоград-Волынском. Но, спустившись со сцены, о президентских амбициях отмалчивается: дескать, прежде всего нужна поддержка людей. За ней лидер "УДАРа" отправляется в оставшиеся 13 городов агитационного тура. А там снова три митинга, 20 минут в толпе, пять-шесть вопросов — и брейк.

Пойман на слове. Кличко рассказал, почему никогда не создаст коалицию с ПР и КПУ

Мария Жартовская, Фокус