Опять второй. Яценюк рассказал о будущей партии и чего стоит общение с Тимошенко

Отказавшись от собственной рейтинговой партии, глава Совета объединенной оппозиции Арсений Яценюк прогадал: совместный проект не сумел обогнать по популярности Партию регионов и даже новичка предвыборной кампании — "УДАР". Проведя с Фокусом день на Донбассе, Яценюк рассказал о своих вредных привычках, будущей партии и том, как дорого ему обходится общение с Юлией Тимошенко

Related video

Около шести вечера в сопровождении охранника, пресс-секретаря и руководителя Донецкого областного штаба объединенной оппозиции (ОО) Александра Ярошенко в направлении донецкой площади Ленина неспешным шагом идет Арсений Яценюк. В столице Восточной Украины на главу Совета объединенной оппозиции никто с оскорблениями не бросается, даже наоборот: прохожие с улыбками фотографируются с ним и просят расписаться на календариках, которые в спешке из сумки достает пресс-секретарь.

На площади Яценюк набрасывает легкую серую ветровку и выходит на сцену, установленную специально для митинга. Картина почти идиллическая: помимо двух тысяч собравшихся, оппозиционера, который в пух и прах разносит единогласно поддержанную востоком на минувших президентских выборах бело-голубую власть, внимательно слушают следящие за порядком милиционеры и даже агитаторы кандидата-мажоритарщика от Партии регионов Татьяны Бахтеевой, чьи палатки стоят поблизости. На просьбу Яценюка поддержать экс-премьера Юлию Тимошенко так, чтобы она "услышала аж в Харькове", публика мгновенно реагирует аплодисментами и криками: "Юля!". Та же реакция на фамилию еще одного заключенного оппозиционера — Юрия Луценко. "Мы-то его поддержим, но скоро только отсидевшие и будут на выборах", — бросает в толпе девушка своему парню.

Несмотря на теплый прием в Донецке и наличие в списке ОО двух популярных оппозиционеров, рейтинг критиков власти замер на неожиданно низкой для них отметке. Резкий рост после апрельского объединения восьми оппозиционных партий (в июне рейтинг ОО подскочил на 6,7 процентных пункта) сменился застоем и вплоть до конца августа оставался прежним. Поводов для оптимизма не добавляют и последние соцопросы, данные которых показывают, что рейтинг ОО в среднем на 1% ниже, чем у их потенциальных партнеров в Раде — партии "УДАР".

Нейтральная территория
Утром перед поездкой в Донецк Яценюк побывал в Мариуполе. Его штабисты объясняют: этот город для них — не до конца отвоеванная властью территория. На местных выборах 2010 года "Фронт змін" сумел набрать тут 12,5%. Примерно на такой же результат ОО рассчитывает и в нынешнем году. "Для меня Донецкая область принципиальна. Я верю, что понемногу мы получим поддержку и здесь", — отмечает Яценюк.

В небольшом зале мариупольского кинотеатра "Лукоморье", рассчитанного на 176 мест, не протолкнуться. Люди, которые пришли на встречу с оппозиционером, переминаясь с ноги на ногу, стоят между рядами. Они до последнего не знали, где пройдет встреча — в кинотеатре или возле него, неподалеку от проходной. Еще утром на входных дверях кинотеатра висела табличка "Санитарный день", а администрация, рассказывает Ярошенко, пыталась вернуть деньги за аренду помещения. "Маловато места, да"? — начинает разговор с избирателями Яценюк. И, услышав одобрительный хор голосов, добавляет, что нужно было проводить митинг на улице, дескать, погода хорошая, да и места больше.

Представив оппозиционных мажоритарщиков в Мариуполе и коротко объяснив необходимость их присутствия в парламенте VII созыва, Яценюк переходит к главной теме — критике власти. Первый на очереди — принятый в начале июля Закон "Об основах государственной языковой политики". "Им же этим документом рейтинг надо было подогреть", — со сцены возмущается Яценюк. "Так они его и подогрели", — тут же отвечает ему мужчина в последнем ряду. "Как подогрели, так и остынет", — отрезает Яценюк, добавляя, что закон принимали специально под премьер-министра Николая Азарова. "Это же он у нас говорит мовой нацменьшинств", — иронизирует оппозиционер, и по залу тут же раскатывается одобрительный хохот.

От проблем духовных Яценюк переходит к насущным и начинает рассказ о медицинской реформе, пилотными для которой стали три области — Днепропетровская, Винницкая и Донецкая. "Я вот вам сейчас все расскажу", — перебивает его крупный мужчина преклонных лет, представившийся Фокусу Григорием Ивановичем. На присутствующих в зале он с ходу обрушивает поток информации о том, что теперь в мариупольской поликлинике №3 инвалиду лекарства получить непросто. Если раньше его жене приходилось вставать в 5 утра, чтобы взять талон к невропатологу, который и выписывал необходимые медикаменты, то сейчас процедура стала в разы длиннее — на все уходит 20 дней. Собравшиеся еще долго жалуются Яценюку на плохую экологию в Мариуполе, низкие зарплаты, пенсии и взятки, которые берут все и за что только можно. На этом фоне рассказ Яценюка о том, что ежедневно из госбюджета на содержание Виктора Януковича уходит почти полтора миллионов гривен, вызывает у зала неподдельную ярость. "От сука", — возмущается кто-то в кинотеатре.

Недостаток внимания
Если за Мариуполь ОО относительно спокойна, то за свой рейтинг в масштабах страны ей впору волноваться. По данным авторитетных соцкомпаний "УДАР" на1-2 процентных пункта опережает оппозиционеров.

Борьба за поддержку избирателей дается Яценюку нелегко. После пресс-конференции для донецких журналистов, ослабив синий полосатый галстук, за чашкой кофе эспрессо оппозиционер рассказывает, что именно кофеин помогает ему оставаться в тонусе. "За день я выпиваю до пяти чашек кофе, но это жидкий яд, скажу вам. Прочел все об этом в интернете и однажды даже продержался неделю", — признается он. На этом откровения заканчиваются, и уже куда менее охотно №2 в списке ОО говорит о раскладе оппозиционных сил в будущем парламенте. "Я не люблю гадать на кофейной гуще", — не уходя от кофейной темы, отрезает он. Цифру в 226 оппозиционных голосов (столько, по прогнозам Яценюка, все оппозиционные силы могут взять на выборах) он повторяет, как мантру. "Понимаете, 150 голосов — уже совершенно другой сценарий, который не предполагает изменение страны, а пребывание в оппозиции и подготовку к президентским выборам 2015 года. Он тоже может быть, но я оптимист", — говорит Яценюк.

С напускным спокойствием он отвечает и на вопрос о результатах социологических опросов, которые не показывают рост рейтинга ОО, зато дают фору "УДАРу". "За два месяца в Украине не произошло событий, за счет которых у кого-то рейтинги могли взлететь, а у кого-то упасть. Рейтинги зависят от событий, месседжей, социальных выплат и так далее", — по-своему объясняет неприятную для ОО социологию Яценюк, попутно уточняя технические нюансы. По его словам, как правило, опрашивают 2000 человек, и в основном это городское население. "Между тем 30% избирателей находятся в селе. И посмотрите на погрешность, иногда она 3%. То есть кому-то можно сделать 13%, а кому-то — 7% и таким образом разрушить весь процент", — подчеркивает он, указывая, что в Украине есть проблема с избирательной социологией.

Одно из реальных дел, которое может сыграть на руку фронтмену, — готовность оппозиции договариваться с Кличко. Ради будущей победы, по словам Яценюка, он и возобновил переговоры с "УДАРом" по поводу снятия более слабых кандидатов на мажоритарных округах. "Пару месяцев назад я договорился со всеми, кроме них, — рассказывает свою версию Яценюк. — Вы представляете, что такое достичь соглашения с восемью партиями, в том числе и с ВО "Свобода", которая имеет колоссальную поддержку в Западной Украине".

С "УДАРом" все было сложнее: переговоры с партией прекратили сразу после того, как Кличко обнародовал фамилии своих мажоритарщиков. Недавно к диалогу вернулись, но, как признает Яценюк, слишком поздно. После того как многие кандидаты потратили на кампанию собственное время и немалые деньги, с их снятием у партий-союзников возникнут проблемы, и не только моральные, но и юридические.

Еще одна договоренность, пока существующая только в голове Яценюка, это политическое соглашение о сотрудничестве между ОО, "УДАРом" и "Свободой", которые партии должны будут подписать в случае попадания последней в Раду. Соглашение предполагает согласованные действия, направленные на освобождение Тимошенко и Луценко, поддержка законопроектов об импичменте президента, отзыве народного депутата партиями, введении уголовной ответственности за голосование чужой карточкой.

Реорганизация ждет не только оппозиционную фракцию, но и саму ОО изнутри. Яценюк неохотно признается: после выборов будет создана совершенно новая партия, а сам он покинет ФЗ, в котором накануне объединения вместе с соратниками приостановил членство. Кто будет лидером будущей политсилы, он не говорит. "Давайте вначале начнем процесс ее формирования, а вот с лидерами мы разберемся. То, что Юлия Тимошенко должна быть одним из них, совершенно понятно", — сухо комментирует он.

С первым номером списка оппозиции Яценюк продолжает общаться даже после ее переезда в больницу, хотя делать это непросто. Чтобы получить информацию и советы из первых уст, он летает в Харьков, где сейчас лечится Тимошенко. При этом сетует, что удовольствие это не из дешевых — 3700 гривен в одну сторону из Киева. "Скоро чартерами летать будет дешевле", — ерничает он, но тут же отмечает, что встречей с Тимошенко 4 октября остался очень доволен. "Эмоциональную составляющую этой встречи я вам рассказывать не буду. Это, конечно, ужасная история, но Юля держится", — заметно грустнеет Яценюк, отмечая, что с Тимошенко обсуждал программные тезисы кампании, ход ее ведения и главный вопрос: что делать дальше?

И если ответ на этот вопрос у оппозиционера есть, то обсуждать свои персональные планы в политике, в том числе президентские амбиции, он категорически отказывается. В этом он похож на возможного будущего соперника по президентской гонке — Кличко. Все ответы на прямые вопросы фронтмен сводит к банальному "поживем — увидим". "До 2015 года еще столько времени, и те, кто уже водрузил себя в президентское кресло, исчезнут, как роса на солнце", — отнекивается Яценюк, попутно критикуя методы борьбы соратников-демократов. Мол, все они слишком умные и много говорят, но их единственное оружие — тонкий острый нож. "У власти же пока толстая, тяжелая бита, — констатирует он и, секунду подумав, со смехом добавляет: "Ну ничего, мы покромсаем". На это времени у Яценюка осталось ничтожно мало — чуть больше недели.

Пойман на слове
Фокус задает одинаковые вопросы о планах на будущее лидерам проходных партий

Каков примерный бюджет предвыборной кампании вашей партии, и сколько на нее потратили лично вы?
Окончательных подсчетов мы не делали, но точно могу сказать: наша кампания в разы и на порядки скромнее кампании Партии регионов и некоторых так называемых новых проектов и третьих сил. Что касается моего личного участия, то я за свой счет обеспечиваю свои поездки по стране.

Сколько мандатов может получить ваша партия в парламенте?
Мы как оппозиция рассчитываем на большинство в 226 голосов — мы и наши соратники. В таком случае парламент сможет стать действенным противовесом всевластию Януковича.

С какими конкретно партиями вы готовы формировать большинство в новой Раде, а с какими не вступите в коалицию ни при каких условиях?
Мы убеждены в необходимости еще до момента выборов подписать политическое соглашение о создании коалиции демократических сил в новом парламенте. В договоре отображен наш план изменений. Восемь партий, вошедших в объединенную оппозицию "Батьківщина", и ВО "Свобода" достигли согласия по этому документу. Не секрет, что у нас со "Свободой" есть существенные идеологические разногласия, и поэтому мы идем на выборы разными списками, но мы смогли найти общую точку зрения по большинству самых важных для страны вопросов. Мы обратились к партии "УДАР" с предложением дать четкий ответ, готовы ли они формировать демократическое большинство и бороться за Украину. Объединяться надо до выборов, а не после.

Возглавите ли вы фракцию вашей политической силы в парламенте? Если нет, кандидатуру кого из соратников считаете наиболее приемлемой?
Давайте пройдем выборы, посмотрим на результат, а уже потом будет решаться вопрос о руководстве фракцией. Сейчас он далеко не самый важный.
Назовите три вопроса, которыми сразу после выборов займется ваша партия.
Первые три вопроса будут политическими: личное голосование в Верховной Раде, закон об импичменте президента Украины и закон об отзыве народного депутата.

Планируете ли вы инициировать пересмотр дела Тимошенко в парламенте? Если да, то каким образом?
Мы будем настаивать не на пересмотре дела Тимошенко, а на ее освобождении.

Будет ли ваша партия добиваться пересмотра газовых договоренностей с Россией? Если да, каков возможный механизм?
Европейские партнеры "Газпрома" за два последних года получили существенные скидки на основании таких же контрактов, как с Украиной. Действующий президент вместо того чтобы договориться о скидках, узаконил это соглашение и перевел его из корпоративного на межгосударственный уровень через ратификацию Харьковских соглашений. Есть два варианта — конфликт и переговоры. Мы за переговоры. Но если они ни к чему не приведут, то, к сожалению, это конфликт. Будем бороться. Главнейшая задача — уменьшение потребления газа и энергоресурсов независимо от контракта.

Вы будете участвовать в будущих президентских выборах?
Давайте пока поговорим о парламентских. До 2015 года столько воды утечет, и те, кто сегодня водрузил себя в кресло президента, пропадут, как роса на солнце. Еще столько событий предстоит до 2015-го.

Если бы в день голосования у вас была возможность обратиться к избирателям, что бы вы им сказали?
Мы сделали работу над ошибками. Мы изменились и объединились в сильную сплоченную команду, разработали четкий план перемен. У нас есть опыт и политическая воля его реализовать. Но у нас ничего не получится без вашей поддержки. Просим вас — поддержите нас. Мы отработаем.

Мария Жартовская,
Фокус