Богдан Данилишин: Придет время, подумаю и о президентстве

Политбеженец и бывший министр экономики Богдан Данилишин рассказал Фокус.ua о том, когда готов вернуться в Украину, о своих политических амбициях, а также о будущем гривны и возможном дефолте

Related video

В январе 2011 года Данилишин получил политическое убежище в Чехии, поскольку в Украине экс-министра экономики во втором правительстве Юлии Тимошенко обвиняли в нанесении государству убытков на сумму 5,9 млн грн. И хотя Данилишину удалось избежать экстрадиции в Украину, он лишился права попасть в список оппозиции на парламентских выборах.

Впрочем, сейчас опальный политик старается быть полезным оппозиции за рубежом – он основал организацию "Украинская Европейская перспектива", призванной поддерживать контакты с мировыми политиками и представителями парламентов ЕС. И хотя экс-министр экономики давно не появлялся в Украине, он с удовольствием рассуждает об экономической ситуации в стране и дает собственные прогнозы о будущем гривны и возможном дефолте.

– Вы до сих пор находитесь в базе розыска Интерпола, это не мешает передвигаться по странам ЕС?
– Я в одном списке с убийцами, насильниками, террористами. Таким сделала меня – академика, ученого, чьи научные труды опубликованы в 16 странах мира, – нынешняя власть. Но все мои знания остались со мной, даже после того, как забрали мои дипломы. Мир признал меня и без дипломов – пусть играют ими те, у кого своих нет. Сейчас я работаю в Праге и Мюнхене, читаю лекции для студентов и не стеснен в передвижениях. Дублинское соглашение позволяет людям, объявленным в международный розыск, но получившим политубежище в одной из стран-подписантов, свободно передвигаться по Европе.

– Вы уже влились в чешское общество?
– В Праге меня часто узнают на улице, потому что чешское телевидение почти каждый день показывает какой-то материал об Украине, в том числе с моими комментариями. Особый интерес к Украине вызван парламентскими выборами, потому как в Чехии проживает почти 200 тысяч украинцев, в том числе в Праге – около 50 тысяч. Есть большая община Украинской греко-католической церкви. Один из лучших храмов Праги – Собор Святого Климента – отдан для богослужений УГКЦ. Там собираются украинцы, делятся новостями, проблемами, переживаниями.

– Добиваетесь ли вы закрытия уголовного дела в Украине?
– Все обвинения – политически мотивированны, а потому несостоятельны. Какие могут быть убытки по строительству паркинга в Борисполе, если уже после моей отставки правительство Николая Азарова подтвердило правомерность выполнения работ той же компанией, но уже на 1000 паркомест меньше при тех же затратах? Так же было и с обвинениями по закупкам топлива для Минобороны. За 2 млн грн, которые были обнаружены как завышение цены, надо спрашивать у военных Минобороны. С самого первого дня своего пребывания на посту министра экономики Украины я начал жесткую борьбу против тендерной палаты, лидеры которой сегодня в Партии регионов. Что касается закупок у одного участника торгов, которые ставят мне в вину, то посмотрите цифры: за два квартала 2008-го, когда я был министром, сумма на которую были закуплены услуги у одного участника, была 32 млрд грн. А за тот же период 2012-го – уже около 300 млрд. грн. Так кого нужно судить?

– Чем помогаете оппозиции из-за рубежа?
– Поддерживаю постоянные контакты с известными мировыми политиками, представителями парламентов и правительств европейских стран через общественную организацию "Украинская Европейская Перспектива", которая уже сейчас стала центром интеграции мирового украинства. В ближайшее время готовим проведение Международного форума украинских экономистов, родившихся в Украине, но работающих за ее пределами. Там будет представлена новая программа экономического развития Украины и сформирован Совет содействия нашей стране.

– При каких условиях вы готовы вернуться в Украину?
– Я бы вернулся хоть сегодня. Но куда? Сегодняшняя Украина – разделенная, возмущенная, олигархизована полностью. Это уже другая страна, чем та, которую я оставил в 2010 году. Это страна ненависти одной части граждан к другой. К сожалению, нынешняя власть только подыгрывает этому. Это очень опасно. Когда смотришь на все, что творится в стране со стороны, ярко видно, что народ уже сыт по горло нынешними политиками и партиями. Нужна кардинальная смена политической элиты, если мы хотим изменить Украину. В парламент должно прийти до 70% новых лиц, тогда можно думать о другой Украине. Стране не нужно 170 партий. Пора отбрасывать гетманские амбиции. Объединяйтесь и работайте для Украины, все остальное значения не имеет.

– Грозит ли Украине падение гривны и дефолт?
– Хотите, чтобы я уподобился нынешней власти? В 2008-2009 годах они только и кричали, что придет дефолт и инфляция. Самое плохое, что может быть – нагнетать инфляционные ожидания и сеять валютную панику. Тогда не произошло дефолта, и инфляцию, которую раскрутили еще в 2007 году, мы преодолели. 2009 год Украина закончила с падением ВВП 14%, а первый квартал 2010 года зафиксировал рост ВВП на 4,8%, второй квартал – рост на 5,5%. Для сравнения, второй квартал 2012 года украинская экономика закончила с показателем роста ВВП около 2%. Так когда была руина?

Кстати, дефолт – это еще не самое страшное явление для финансовой системы. Страшнее то, что мы снова влезаем в долги, теперь уже перед Китаем. А это может в будущем вызвать гуманитарную катастрофу из-за большого количества китайцев, которые могут переехать работать в Украину.

Что касается курса гривни, то нужно расширить коридор колебания нацвалюты, а затем постепенно перейти на свободный обменный курс.

– А правда ли, что вы собираетесь баллотироваться на пост президента Украины в 2015 году?
– Придет время, подумаем и о президентстве. Я считаю, что много сделал для страны на посту министра экономики, который занимал дольше всех за всю историю независимой Украины.

Виктор Литвинов, Фокус.ua