Бывший следователь по делу Щербаня не располагает доказательствами вины Тимошенко

Сотрудник СБУ Юрий Круть, расследовавший дело об убийстве Евгения Щербаня в интервью Forbes рассказал о мотивах убийства бизнесмена, ложном "русском следе" в деле и об отсутствии доказательств вины Юлии Тимошенко

Круть сообщил, что с Евгением они вместе учились в Донецком политехническом институте c 1972 по 1976 год. Уже после его убийства Курть вошел в следственную группу Генпрокуратуры, которую возглавил замгенпрокурора Николай Обиход.

По его словам, в ходе расследования разрабатывалось восемь версий. "Упреждая ваш вопрос, сразу отмечу: информация о том, что "концы" нужно искать на территории Донецкой области, среди бизнес-партнеров Евгения, не имеет никаких оснований. На этот вопрос мы ответили буквально за пару дней. У Евгения не было таких конфликтов с партнерами в регионе, из-за которых люди начали бы хвататься за автоматы", - заявил он.

Круть добавил, что через день после убийства Щербаня он был командирован в Москву с конкретным заданием: "Могу только сообщить, что состоялось много встреч и бесед, в том числе и с Иосифом Кобзоном, в гостях у которого накануне убийства был Евгений. Кстати, Кобзон, узнав о необходимости такой встречи, "раздвинул" свой напряженный график работы и сразу нашел время для встречи. Я также посетил компанию Итера, общался с руководством, представителями ее службы безопасности и с другими людьми".

По итогам визита Круть пришел к выводу, что таких конфликтов, которые бы переросли в антагонизм, из-за которого нужно убивать человека, у Щербаня с представителями российского бизнеса не было.

Forbes попросил ответить на вопрос, насколько обоснована версия об убийстве по политическим мотивам. "Если верить напечатанному в СМИ, официальная версия следствия - это убийство по экономическим мотивам на почве перераспределения сфер влияния на рынке поставок природного газа между компаниями ЕЭСУ и ИСД. Но думаю, что это только надводная часть айсберга. Реальные мотивы намного глубже и носят другой характер. К моменту убийства Евгения рынок газа в основном уже был структурирован", - ответил Круть.

Он также ответил, были ли во время расследования убийства Щербаня доказательства причастности к его организации Тимошенко. "На тот период времени, когда шло расследование, лично у меня не было данных о том, что Тимошенко выступала заказчиком убийства Щербаня. Хочу особо подчеркнуть, что я не выступаю ни в роли обвинителя, ни, тем более, адвоката Тимошенко. Дело, которое рассматривается сейчас, в основном и состоит из ранее приостановленного дела, материалы которого были добыты на этапе следствия тех лет. Возможно, сейчас и появились новые доказательства, но об этом мне не известно", - заявил бывший следователь.

Forbes отметил, что согласно вердикту Луганского апелляционного суда от 17 апреля 2003 года по делу банды Кушнира, показания свидетелей говорят о причастности к делу Лазаренко. "Да, фамилия Лазаренко была озвучена, в том числе в показаниях свидетелей. Однако в юриспруденции есть такое понятие: субъект права. Тимошенко и Лазаренко – это два разных субъекта права", - прокомментировал Круть.

"Лазаренко и Тимошенко "по жизни", может быть, и "одно и то же", но для суда это не "одно и то же". В правовом государстве, а Украина таковой себя пытается позиционировать, людей не осуждают "оптом" или "скопом". И если даже предположить, что они планировали убийство вместе, то вина каждого из них доказывается отдельно, согласно роли каждого в этом деле", - заявил он.

"Вина в организации заказного убийства не доказывается на основании показаний, в том числе третьих лиц, которые содержат формулировки "возможно", "я думаю…, я считаю…", "это одно и то же" и т.д. Таким образом строить версии можно в разговорах на кухне, а не в суде. Такого рода преступления рассматриваются при наличии реальных доказательств, а не суждений", - добавил бывший сотрудник СБУ, отметив, что не верит в то, что Тимошенко могла пойти на убийство.

По материалам Forbes.ua