Холодное оружие закона. Почему Конституционный суд принимает спорные решения

Выборы мэра столицы перенесены, полномочия Киевсовета продлены — Конституционный суд вновь и вновь принимает неоднозначные решения

В стране антиконституционный переворот. Так один из авторов текста Основного Закона, профессор права Виктор Мусияка называет последнее решение Конституционного суда, продлившее полномочия Киевсовета и перенесшее выборы мэра столицы на 2015 год. Одним решением нарушено пять статей Конституции, возмущен Мусияка, перечисляя статьи, — 7-я, 38-я, 85-я, 136-я и 141-я. "Конституционный суд превратился в один из самых опасных органов государственной власти для конституционно-правового порядка и демократии", — резюмирует профессор.

Решение о переносе выборов столичного мэра — далеко не единственный спорный вердикт, принятый в стенах КС. Многие решения противоречат не только Основному Закону, но и ранее принятым заключениям самого Конституционного суда. Вызывает много вопросов и состав судей. "На первое место выходит фактор личной преданности. Это в итоге и приводит к принятию непрофессиональных правовых решений", — считает бывший представитель ВР в Конституционном суде Ярослав Мендусь.

Правило репутации
На пленках Мельниченко есть диалог высокопоставленных чиновников, обсуждающих, как воздействовать на судью Куйбышевского райсуда Донецка Александра Тупицкого. Он направил на дорасследование дело адвоката Сергея Салова, которого обвиняли в клевете, — у юриста нашли газеты, где утверждалось, что тогдашний президент Леонид Кучма умер, а страной правит его двойник. Удалось ли повлиять на судью, достоверно неизвестно, но вскоре адвоката приговорили к 5 годам тюрьмы с отсрочкой приговора на 2 года. Впоследствии Европейский суд признал это решение незаконным, а позже судья Тупицкий стал судьей КС.

Как показывает украинская практика, неоднозначные истории в биографии не всегда отражаются на карьере. Разоблачительные показания львовского судьи-взяточника Игоря Зварыча, в которых он рассказывал о том, кому и сколько заносил, не помешали фигурантам его рассказов оказаться в том числе и в Конституционно суде. Так, Зварыч упоминал главу Высшего админсуда Александра Пасенюка, которому якобы передавал пятизначные суммы. Сегодня оба сидят: один в тюрьме, другой — в кресле судьи КС.

Без ощутимых последствий осталась и скандальная публикация на интернет-ресурсе "Украинская правда" группы юристов-депутатов — Андрея Портнова, Святослава Олейника, Валерия Писаренко и Владимира Пилипенко. Они обвиняли в мошенничестве, отмывании денег и вымогательстве Украинскую ассоциацию прокуроров. Спустя полгода один из соучредителей ассоциации, заместитель генпрокурора Сергей Винокуров облачился в малиновую мантию — символ судьи КС. Кстати, именно он 12 лет назад курировал расследование убийства журналиста Игоря Александрова. Подозреваемого оправдали в суде, но впоследствии он, как и Александров, был убит.

Судьи "с прошлым" удобны тем, что скомпрометированы, а значит, управляемы. Петр Мартыненко, судья КС в отставке, говорит, что в цивилизованных странах в таких случаях срабатывает правило репутации. После обвинений в СМИ судья должен уходить в отставку либо защищать свою честь и достоинство в суде. У нас такое правило не всегда работает.

Свои люди
Треть судейского корпуса Конституционного суда — выходцы из Донецкого региона, родины главы государства. Председатель КС Анатолий Головин родился в Макеевке, трудился следователем прокуратуры в Донецке. Александр Литвинов в период губернаторства Виктора Януковича возглавлял областной суд. Вячеслав Овчаренко в 80-х работал юристом Енакиевского авторемонтного завода, где директором автобазы был будущий президент.

По мнению бывшего судьи КС Николая Корниенко, такая особенность при формировании состава суда в конечном счете может влиять на принимаемые решения. "Дело не только в региональной принадлежности. Нежелательно вообще преобладание в КС судей общей юрисдикции", — говорит Корниенко, ссылаясь на европейские традиции. По его словам, судьи общей юрисдикции, тем более прокуроры, мало подготовлены к такой работе. Конституционный суд — высшее экспертное учреждение, которое выносит вердикты, основываясь на научно-правовых аспектах, соответствии Конституции и принимаемых законов. То есть это профиль деятельности людей, имеющих опыт научной академической работы.

К примеру, в Польше из 15 судей Конституционного трибунала 9 профессоров, три доцента и 3 адвоката. В Федеральный Конституционный суд Германии могут попасть судьи только из высших судебных инстанций. Для сравнения: в Украине председатель КС Анатолий Головин и судья КС Сергей Винокуров до того как надеть мантию трудились в прокуратуре, ни дня не проработав в судах, о чем свидетельствуют их официальные биографии. Шесть судей попали в КС из суда второй инстанции, но больше других повезло Вячеславу Овчаренко — он оказался в "святая святых" после должности председателя Енакиевского горсуда (суд первой инстанции).

Профессиональная составляющая учитывается не в первую очередь, поэтому, по мнению Мусияки, для многих судей конституционные нормы не являются священными. "Судьи привыкли работать по указке. Не могу сказать, что наличие профессоров — гарантия независимости. Но они все же больше заботятся о собственном авторитете", — констатирует Корниенко. Мало кто из судей, утверждают комментаторы, готов по принципиальным соображениям расстаться с ежемесячной заработной платой в 40 тыс. грн., служебной Toyota Camry, медицинским, пенсионным обеспечением и прочими привилегиями, сопутствующими высокому статусу.

Спорные вердикты

5 резонансных решений Конституционного суда

Затяжные полномочия
В конце мая 2013-го Конституционный суд продлил полномочия Киевсовета на два года и Тернопольского облсовета — на год, а также перенес выборы мэра Киева на 2015-й. По мнению судей, выборы должны одновременно проходить по всей территории Украины, то есть в 2015 году. Между тем в Конституции отсутствует пункт об одновременности, зато указан срок полномочий органа местного самоуправления — 5 лет. Последний раз киевляне выбирали Киевсовет в 2008 году. Без мэра город живет с 1 июня 2012 года.

Конституционный переворот
Осенью 2010-го КС отменил конституционную реформу 2004 года, восстановив действие Конституции образца 1996 года. Страна вернулась к президентско-парламентской форме правления: значительно расширены полномочия главы государства и урезаны возможности депутатского корпуса.

Коалиция тушек
Весной 2010-го Конституционный суд признал право каждого депутата самостоятельно входить в парламентскую коалицию. Хотя еще два года назад свом же решением пояснил, что в коалицию могут войти только депутаты — члены депутатских фракций. После вынесенного вердикта Партия регионов вместе с коммунистами и перебежчиками создала "коалицию тушек". Они уволили премьер-министра Юлию Тимошенко, ее место занял Николай Азаров.

Провальные перевыборы
Президент Виктор Ющенко весной 2007 года объявил о роспуске парламента и назначил перевыборы. Верховная Рада отказалась признавать законность указа, а правительство — выделять деньги. Депутаты обжаловали указ, но в Конституционном суде отказались рассматривать обращение депутатов. Трех судей КС, которые усомнились в президентском указе, Виктор Ющенко уволил.

Третий срок
В конце 2003 года Конституционный суд пришел к выводу, что второй президент Украины Леонид Кучма имеет право в третий раз баллотироваться в президенты. Согласно действующей Конституции, одно и то же лицо не имеет права избираться на высший пост государства более чем на два срока подряд. Но судьи нашли формальную зацепку: положение распространяется только на президентов, которые были избраны после принятия Конституции 1996 года. Тогда как Кучма стал главой государства в 1994-м.

Дмитрий Орлов, Фокус