Неравный брак. Достоинства и недостатки объединения "Батькивщины" и "Фронта змин"
Почему Юлия Тимошенко и часть ее соратников не вписываются в новую оппозиционную силу
В субботу, 15 июня, анонсировано самое крупное объединение оппозиционных партий: слиться воедино должны "Батькивщина", "Фронт змин", а также партия "Реформы и порядок" и часть Народного руха. Но подготовка к съезду происходит в атмосфере взаимного недоверия и закулисных интриг. Усложняет ситуацию и попытка экс-премьера Юлии Тимошенко вернуться к активной политической жизни, чему вряд ли рады некоторые ее соратники.
Генерал без армии
С идеей объединения оппозиционных сил Юлия Тимошенко выступила более полутора лет назад. Тогда она предлагала создать мегаобъединение, в которое слились бы все более-менее популярные оппозиционные политические партии. Главной целью такого проекта Тимошенко, естественно, обозначала свержение действующей власти в кратчайшие сроки. И как результат — освобождение экс-премьера из тюрьмы и возвращение в активную политику. Призыв Тимошенко частично реализовался, была создана Объе-диненная оппозиция, которая начала действовать согласованно с "УДАРом" и "Свободой".
Изложенные в письме месседжи, как и подлинность письма, до сих пор являются предметом дискуссии в стане оппозиционеров. Но Фокус, пообщавшись с представителями разных, в том числе и конфликтующих группировок внутри оппозиции, пришел к выводу, что письмо действительно написано самой Тимошенко, преследовавшей конкретную цель — вновь заявить о себе как о полноценном и конкурентном политическом лидере.
Но внимания заслуживает не только то, о чем экс-премьер написала в своем письме, но и то, о чем она не упомянула. Тимошенко почему-то ни словом не обмолвилась о грядущем объединении ее партии с "Фронтом змин", в то время как лидер последнего Арсений Яценюк открыто заявил: консультации с Юлией Тимошенко об образовании единой партии в разгаре.
И этим процессом она вряд ли может быть довольна. По информации Фокуса, на объединительном съезде Арсений Яценюк и его ближайшие соратники фактически оттеснят правую руку экс-премьера Александра Турчинова от управления партией. Получив высокие должности в партийной иерархии, Яценюк и другие "фронтовики" за короткий срок смогут обрести полный контроль над партией Тимошенко, тем более что основные источники финансирования Объединенной оппозиции — как раз из "Фронта". Таким образом, к 2015 году Яценюк станет безальтернативным выдвиженцем от "Батькивщины" на президентских выборах, а Тимошенко обнаружит себя "генералом без армии". Такие перспективы беспокоят не ее одну.
Старая гвардия
В начале июня в СМИ попало письмо партийцев "Батькивщины" к Юлии Тимошенко, которым они фактически объявили войну партнерам из "Фронта змин". Изложенный на шести листах список претензий к Арсению Яценюку и его правой руке Николаю Мартыненко впечатляет. Это и нежелание бороться за свободу экс-премьера и ее участие в президентских выборах, и неспособность организовать нормальную работу фракции и обеспечить должную дисциплину, и появление "тушек", и заигрывание с властью, и игнорирование позиции самой Тимошенко и ее партийцев, и попытка захватить партию "Батькивщина", и так далее. Подписи под письмом поставили дюжина руководителей областных организаций "Батькивщины" и около трети членов политсовета. Несмотря на то, что Турчинов сразу же назвал письмо фальшивкой и "провокацией Банковой", источники Фокуса уверены в его аутентичности — к тому же один из подписантов, руководитель Хмельницкой облпарторганизации, депутат Василий Кравчук, подтвердил журналистам подлинность послания.
Среди причин появления письма — не только опасения партийных функционеров за судьбу Юлии Тимошенко и "Батькивщины", но и желание сохранить должности и влияние в партии.
Скорее всего, на объединительном съезде специально "под Яценюка" создадут должность главы политсовета партии с широкими полномочиями. Пока Тимошенко будет за решеткой, Яценюк фактически превратится в полноценного руководителя самой большой оппозиционной партии. Его ближайшие соратники получат приличные должности в объединенной партии и, соответственно, возможность расставить своих людей на ключевые посты, в том числе и в местных структурах, заменив при этом особо активных "бунтарей". Первая ласточка уже есть — по информации Фокуса, житомирская "Батькивщина", которой руководит примкнувший к "фронтовикам" депутат Сергей Пашинский, уже потребовала применить санкции против депутатов Юрия Одарченко и Николая Томенко, которые считаются инициаторами появления "письма к Юле".
Еле скрываемое раздражение у партийцев вызывает и закрытый характер подготовки к съезду. Даже не последние люди во фракции буквально за считаные дни до мероприятия откровенно признавались Фокусу, что не знают, в каком формате будет происходить объединение и, что важно, будут ли ликвидированы вливающиеся в "Батькивщину" партии, или их законсервируют.
Все это позволяет предположить: открытый бунт партийцев не за горами, он произойдет если не на самом съезде, то после него. В среде "старой бютовской гвардии" уже говорят даже о радикальном сценарии — создании в парламенте отдельной фракции "настоящих тимошенковцев", куда может войти около трети нынешних депутатов Объединенной оппозиции.
"Наша Украина"-2
Спровоцировать открытый конфликт может решение о выборах столичного мэра. Киевская горорганизация "Батькивщины", возглавляемая "заговорщиком" Юрием Одарченко, отказывается выдвигать Петра Порошенко единым кандидатом от оппозиции на этих выборах, тогда как партийный "центр" уже почти поддержал его кандидатуру.
Ирония в том, что согласно законодательству правом выдвигать кандидатов на местных выборах обладает именно местная организация партии. Потому, по слухам, если мэрские выборы в столице все же назначат, Порошенко выдвинут кандидатом от какой-то из оппозиционных партий (их в Объединенной оппозиции несколько), а непокорная киевская "Батькивщина" может быть попросту распущена.
Пока можно констатировать, что "Батькивщина" идет путем почти забытой "Нашей Украины". Партия бывшего президента Виктора Ющенко тоже довела свой рейтинг чуть ли не до нуля бесконечными внутренними войнами, открытыми и тайными жалобами лидеру одних партийных группировок на другие, выяснением отношений через СМИ, "восстаниями" отдельных местных организаций против руководства и так далее.
Принимать под свое начало объединенную "Батькивщину" Арсению Яценюку в таких условиях будет очень непросто. Тем более что именно он сейчас находится в фокусе атак со стороны власти. На Банковой предпочли "отрезать хвост по кусочкам", постепенно вскрывая спрятавшихся во фракции Объединенной оппозиции "тушек", почти все из которых попали в парламент именно по квоте Яценюка — Мартыненко.
"УДАР" и лично Кличко власть пока предпочитает не трогать, а "Свобода" упоминается почти исключительно в "фашистском" контексте, и не факт, что искусственное нагнетание темы неофашизма идет "тягнибоковцам" во вред в аспекте консолидации их электората. Сейчас же под ударом все еще самая рейтинговая из оппозиционных партий. И пока происходящее не угрожает действующей власти.
Запах свободы
Поменяет ли Юлия Тимошенко клиническую больницу в Харькове на берлинскую клинику "Шарите"
В результате последних встреч экс-президента Европарламента Пэта Кокса и экс-президента Польши Александра Квасьневского, послов ЕС и США в Украине Яна Томбинского и Джона Теффта почти удалось убедить экс-премьера Юлию Тимошенко покинуть Украину и отказаться от политической деятельности. Об этом политическая тусовка говорила всю первую декаду июня. В качестве компромиссного варианта якобы был назван выезд Тимошенко на лечение в берлинскую клинику "Шарите". В обмен на это ЕС и США вроде бы гарантируют Киеву, что ВИП-заключенная не будет иметь свободы перемещения и возможности напрямую участвовать в будущих президентских выборах. Так вопрос тюремного заключения экс-премьера может быть снят с украинско-европейской повестки дня, что в преддверии подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, ожидаемого в ноябре-2013, важно как для Украины, так и для ЕС. Близкие и соратники Юлии Тимошенко в целом позитивно оценивают такую гипотетическую перспективу, в первую очередь переживая за ее физическое состояние. А вот сама она, судя по всему, до сих пор намерена добиваться полной политической реабилитации в Украине.
Мирослав Криницкий, Фокус