Осталось только имя. Кто и как в Украине зарабатывает на партиях

В Украине зарегистрировано ровно 200 партий. Но количество не переходит в качество — их подавляющее большинство являются либо карманными проектами политических деятелей, либо создаются ради заработка. Фокус разбирался, кто зарабатывает на партийном доверии

Related video

Согласно совместному соцопросу Центра Разумкова и Фонда "Демократические инициативы", политическим партиям в Украине полностью или частично доверяют лишь 21% избирателей.

"Мы стремимся привести в политику поколение молодых лидеров, которые будут развивать страну", — вновь и вновь повторяла перед парламентскими выборами лидер партии Украина — Вперед! Наталия Королевская. Но выборы закончились, а Украина — Вперед!, несмотря на дорогостоящую кампанию, в парламент не прошла. Зато лидер партии вскоре заняла кресло в новом Кабмине, став министром социальной политики. Тут же прекратилась и деятельность "партии молодых лидеров". За нынешний год Фокус не смог отыскать никаких следов активности, партийный сайт в последний раз обновлялся в самом начале января. Члены этой партии, которых, согласно данным сайта, более 70 тысяч, начали сотрудничество с действующими политпроектами.

Одноразовые проекты
Украина — Вперед! — далеко не первый технологический проект, созданный под конкретные выборы, без четкой идеологии и оргструктуры, без стабильной базы сторонников, который вскоре скатился в полный маргинес. Первый в новейшей истории Украины и по сути единственный успешный проект такого плана — Партия зеленых Украины. На выборы 1998 года они пошли под нейтральными и красиво поданными лозунгами защиты окружающей среды, получив почти 5,5% процента голосов и 19 депутатских мандатов. На следующих выборах кампания была уже менее качественной и оригинальной, "зеленые" в парламент не попали, растворившись среди прочих политпроектов, эксплуатировавших экологическую тематику.

В 2002 году на выборы шел амбициозный проект Команда озимого поколения, сделавший акцент на качественную по тем временам телевизионную и внешнюю рекламу. КОЗ была избирательным блоком, но сути это не меняло: все четыре партии-участницы (Конституционно-демократическая, Либерально-демократическая, Селянско-демократическая и Партия частной собственности) никогда не были известны широкому кругу избирателей. В парламенте блока тоже не оказалось, зато лидеры "озимых" Инна Богословская и Валерий Хорошковский заняли на политической арене заметные места поближе к партии власти.

В 2006 году Богословская пошла на парламентские выборы уже как лидер политической партии Вече, по-прежнему делая упор на массовую политическую рекламу. Преодолеть проходной барьер Вече не помогла даже программа "План развития страны", похожая на проект "Новая экономика —
нова страна", который столь же безуспешно использовала Наталья Королевская шесть лет спустя. Сейчас Вече не ведет никакой активной деятельности, ее партийный сайт изредка используется как персональная пиар-площадка Богословской.

В 2006-м перед выборами стартовал еще один проект-однодневка — Партия экологического спасения ЭКО+25%, использовавшая "зеленую" тематику и яркую массовую внешнюю рекламу. Не помогло — партия не набрала и одного процента голосов избирателей, моментально исчезла с политической арены и, в отличие от прочих однодневок, сегодня находится в процессе ликвидации.
Создание партий-однодневок перед выборами может преследовать разные цели, но в конечном итоге такой политпроект все равно превращается в обыкновенную бизнес-инвестицию. Так, ЭКО+25%, по неофициальной информации, финансировался группой олиграхов во главе с Сергеем Тарутой, заинтересованных провести в парламент побольше депутатов, которые впоследствии могли бы помогать лоббировать бизнес-интересы спонсоров. Украина — Вперед! с самого начала создавалась как явный спойлерский проект против Батькивщины. Это подтверждается и выраженно оппозиционной риторикой Королевской во время кампании, и попытками использовать бренд Юлии Тимошенко. В случае попадания "молодых лидеров" в парламент они несомненно стали бы участниками лоббистских игр — список партии был полон ставленников разных бизнес-групп.

Президентская рать
Незавидная судьба может постичь не только "одноразовые" проекты, но и некогда мощные пропрезидентские силы, громко именовавшиеся в свое время партией власти. В новейшей истории Украины таковыми принято считать Народно-демократическую партию, Социал-демократическую партию Украины (объединенную) — при президенте Леониде Кучме, Нашу Украину — при Викторе Ющенко и ныне правящую Партию регионов при Викторе Януковиче.

В отличие от партий-однодневок, изначально рассчитанных на "одноразовое использование", партии власти создавались с глобальной целью — монополизировать власть вокруг президентской вертикали, обеспечить как можно более долгое правление главы государства и, соответственно, получить спокойный долгосрочный доступ к бюджетным ресурсам. Однако ни одна из названных партий власти с этими заданиями успешно справиться не смогла.

Об НДП и объединенных эсдеках избиратель уже и не помнит, скоро забудется и Наша Украина. Расцвет НДП начался в 1996 году, когда член политисполкома партии Валерий Пустовойтенко стал премьер-министром. Ряды партии стремительно росли, на выборах 1998 года она получила 23 места в парламенте, но за счет перебежчиков численность фракции выросла до 89 депутатов. Вскоре ряды НДП покинула часть влиятельных партийцев, перешедших в оппозицию к президенту Кучме. В 2002 году НДП в составе Блока За единую Украину! еще смогла попасть в парламент, но после президентских выборов 2004 года сошла с политарены — на выборах 2007 года партия получила 0,34% голосов, а в последних парламентских даже не участвовала.

Параллельно с НДП на роль партии власти претендовала и СДПУ(о). Пик ее влияния пришелся на последние годы президентства Леонида Кучмы, когда руководитель эсдеков Виктор Медведчук возглавлял президентскую Администрацию. После ухода Кучмы влияние эсдеков резко ослабилось, на парламентские выборы 2006 года они пошли в составе блока "Не так!", использовавшего антиоранжевые и антинатовские лозунги, но набрали лишь один процент голосов. От участия в следующих выборах партия отказалась — за 2005–2007 годы реальная численность членов СДПУ(о) сократилась в десятки раз.

Попытку создать свою партию власти после прихода на президентский пост сделал и Виктор Ющенко. Так в начале 2005 года появилась Наша Украина. Проект не имел успеха: все пять лет президентства Ющенко нашеукраинцы находились в тени своих соратников по "оранжевому" лагерю — блока Юлии Тимошенко. Пережив множество внутрипартийных скандалов и расколов, Наша Украина после поражения Ющенко на выборах 2010 года утратила остатки влияния и популярности — в 2010-м за нее проголосовало чуть более одного процента избирателей. Сейчас нашеукраинцы привлекают внимание СМИ лишь очередными внутренними дрязгами.

Причина краха партий власти очевидна. Создавались они как чисто номенклатурные проекты, ориентированные на главу государства, в добровольно-принудительном порядке туда вступало местное чиновничество, а массовость во многом обеспечивалась за счет раздачи партбилетов учителям, врачам и прочим бюджетникам. После ухода президента чиновники, бюджетники и разнообразные приспособленцы формировали костяк очередной партии власти.

На диване
Создать в Украине партию проще простого. Нужно собрать подписи 10 тыс. граждан в двух третях регионов Украины. При желании сделать это не так сложно, особенно если мотивировать подписантов материально. Таким же способом "выполняется" и другая норма закона — о создании партией своих местных организаций в большинстве регионов страны. Реальный аудит со стороны Министерства юстиции не проводится, в итоге десятки партий принадлежат к "диванному типу". Так иронично называются политпроекты, все руководство которых вкупе с активистами может уместиться на одном диване.

Даже в больших партиях многие местные организации на поверку оказываются формальными. Так, например, представители Батькивщины, переживающие нынче объединение с Фронтом змин, возмущены тем, что десятки и сотни районных организаций "фронтовиков" якобы состоят всего лишь из нескольких руководящих кадров. Иногда доходит до абсурда — использования технологии "съездоарбайтеров". Формальные руководители мертвых облпарторганизаций (а таких в партиях до половины) решают, что перед съездом в Киеве экономнее нанять студентов и пенсионеров прямо на месте, раздать им мандаты и выставить в качестве делегатов.

Как заработать
Вложенные в создание партии деньги окупаются сторицей. Украинское законодательство предоставляет для этого большие возможности.

Например, норма о том, что партии, зарегистрированные меньше чем за год до выборов, не могут выдвигать своих кандидатов. Народная трудовая партия и Новая страна — названия этих партий ничего не говорят рядовому избирателю. Тем не менее именно так в свое время назывались общеизвестные Фронт змин и УДАР Виталия Кличко соответственно. Технология проста: политический деятель, заинтересованный в создании своего проекта, находит давно зарегистрированную, но полумертвую партию и договаривается с ее формальным руководителем о переименовании и переходе политсилы под его контроль. Помимо экономии времени и затрат на регистрацию партии (не надо собирать подписи и проходить длительный процесс регистрации в Минюсте), такой шаг позволяет новому политпроекту искусственно удлинить свою политическую историю, поэтому такой метод партстроительства использовался довольно часто.

Ныне упраздненная норма о возможности участия в выборах блоков партий была для маргиналов еще одним источником дохода. Здесь схема следующая: некий политический лидер хотел создать именной блок, для этого он подыскивал пару маргинальных партий, создавал блок и выносил в его название собственное имя. Апофеоз технологии — выборы 2007 года, когда вполне серьезно обсуждалась возможность похода на выборы шоумена Андрея Данилко во главе блока "За Сердючку!". Поддержать певицу-проводницу предварительно согласились сразу четыре маргинальных партии, но из этой затеи ничего не вышло: по основной версии, сам Данилко отказался от похода в большую политику.

Мелкие партии зарабатывали и на местных выборах 2010 года — согласно законодательству самовыдвижение было запрещено, поэтому многие кандидаты на посты мэров по сходной цене договаривались о своем формальном выдвижении маргиналами.

Партийный бум в Украине продолжается. За последние годы создано более трех десятков новых проектов с пафосными названиями а-ля Ренессанс, Духовная Украина или Новые лица. А на роль квинтэссенции партийного строительства в Украине претендует проект Ми маємо мужність, созданный аферистом Сергеем Мавроди и названный в честь его знаменитой финансовой пирамиды — МММ.

Партийные перевоплощения

Фронт змин (2009 год)

Демократический фронт (2008 год)

Народная трудовая партия (2007 год)

Украинский демократический альянс за реформы (УДАР)

Новая страна (2009 год)

Европейская столица (2005 год)

Единый центр (2008 год)

Партия частной собственности (1999 год)

Гражданская позиция (2010 год)

Мощная Украина (2005 год)

Народная самооборона (2007 год)

Вперед, Украина! (1999 год)

Комиссия за миллион
Полумертвые партии зарабатывают на торговле местами в окружных избирательных комиссиях

Торговой фишкой парламентских выборов 2012 года стала массовая продажа мест в окружных избирательных комиссиях. "Лишний" член ОИК был ценнейшим ресурсом для любой партии или кандидата, поскольку имел доступ ко всей информации, проходящей через избирком, участвовал в принятии всех решений, мог организовать (или помочь организовать) фальсификации в пользу своего кандидата или наоборот — следить, чтобы фальсификацией не занимались конкуренты.

Согласно закону о выборах, любая партия, выдвинувшая хотя бы одного кандидата по одному мажоритарному округу, получает право претендовать на своих членов в окружкомах по всей стране, чем маргиналы и воспользовались. В целом из 87 партий, участвовавших в прошлых парламентских выборах, лишь 22 выдвинули кандидатов по партийным спискам (остальные были представлены одним или несколькими кандидатами на мажоритарке), многие получили право выдвигать своих членов ОИК. Вся партийная квота в окружкомах (плюс-минус 200 членов ОИК) стоила до $1 млн, при "розничной" торговле (то есть замене члена комиссии на "правильного" человека) — $3 тыс. – $10 тыс. за единицу.

Мирослав Криницкий, Фокус