Трое в лодке. Как оппозиция расчищает Януковичу путь ко второму президентскому сроку
Три оппозиционных лидера — Виталий Кличко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок — начинают междоусобную войну за президентство. Самые большие шансы победить в этой войне у Виктора Януковича
Ровно через год после окончания парламентской кампании началась кампания президентская. Отмашкой стало "Я баллотируюсь в президенты", сказанное Виталием Кличко с парламентской трибуны 24 октября.
Кличко говорил под аплодисменты соратников. Но спич был вынужденным. За несколько часов до этого выступления Верховная Рада проголосовала за поправки в Налоговый кодекс, которые перекрывают дорогу в президенты тем, кто платит налоги на территории других государств, имеет там вид на жительство. Кличко платил налоги за рубежом и имеет право на постоянное проживание в Германии. То есть во время регистрации кандидатов на президентских выборах Центризбирком может отказать лидеру УДАРа, решив, что Кличко нарушил обязательное условие — проживание на территории Украины на протяжении 10 последних лет.
Что показательно, поправки эти были внесены Игорем Бриченко, народным депутатом Батькивщины, лидер которой — очевидный конкурент Кличко на будущих выборах. Бриченко сразу же открестился от любых поправок, оппозиция дружно заявила о фальсификациях, делом уже занимается Генпрокуратура. Даже Арсений Яценюк защищает право Кличко идти в президенты чуть ли не яростнее его самого, но осадок в отношениях партнеров по оппозиции все равно остался.
После заявления лидера УДАРа стало ясно, что единого кандидата от оппозиции в первом туре выборов точно не будет. Кличко, заявив о своих амбициях, отрезал себе путь назад. Лидер Свободы Олег Тягнибок против идеи единого кандидата выступает давно и последовательно. Такого же мнения и лидер партии Батькивщина Юлия Тимошенко, к мнению которой будет вынужден прислушаться руководитель одноименной фракции Арсений Яценюк.
С чего начинает: самый рейтинговый оппозиционный политик, незапятнанная скандалами репутация
Главная задача: научиться публичным выступлениям и дебатам
До попадания в Верховную Раду главным успехом Кличко на политической арене было два достижения: второе место на выборах мэра Киева в 2006 году и своя фракция в ныне действующем Киевсовете, из 15 членов которой треть стали "тушками". Неплохой результат УДАРа на парламентских выборах (почти 14% голосов) был достигнут благодаря имиджу его лидера — молодого, проевропейского, умеренного политика "новой волны", незапятнанного коррупционными скандалами.
Этот образ Кличко стремился сохранять весь последний год, избегая слишком резких действий и заявлений, в отличие от Яценюка и особенно Тягнибока. Очень показательным стал ответ на вопрос о политическом будущем Януковича при президенте Кличко, прозвучавший в интервью Би-би-си. Кличко не стал обещать "расправу над тираном", предложив компромиссный вариант: "Он должен нести политическую ответственность. Уверен, что такая политическая ответственность — это будет пенсия", — предположил кандидат в президенты.
Впрочем, отказываться от маскулинного образа Кличко не намерен. Потенциальным "тушкам" в рядах УДАРа он сразу после выборов напомнил о своем боксерском прошлом: "В нашей команде "тушек" не будет. Если наш человек уйдет из партии, это будет персональная обида. Вы не можете себе представить, что я с ним сделаю..." То ли угроза подействовала, то ли вмешались другие факторы, но "тушки" в УДАРе, вопреки многочисленным прогнозам, за год так и не появились. За это лидер фракции может поставить себе жирный плюс.
Рост рейтинга Кличко во многом стал результатом работы УДАРовских политтехнологов. Лучший пример — борьба за персональное голосование в действующем парламенте, которую оппозиция вела совместно, но главную роль, безусловно, играли именно кличковцы. Одетые в яркие красные свитера депутаты УДАРа во главе с лидером без малого три недели днем и ночью блокировали работу ВР с единственным требованием: каждый народный депутат должен голосовать персонально.
"Такие ночные дежурства — вещь бессмысленная. Если бы регионалы вдруг решили силой разблокировать Раду, "по свистку" можно быстро собрать нужное число оппозиционеров для обороны, — отметил в разговоре с Фокусом народный депутат нескольких предыдущих созывов Тарас Чорновил. — Но картинка для СМИ у Кличко получилась прекрасная. Да и прогульщиков с кнопкодавами народ не любит". Наверное, действительно не любит — личный рейтинг Кличко после "борьбы за кнопку" подрос.
А вот совместные оппозиционные акции в рамках кампании "Вставай, Украина!" лидер УДАРа нередко игнорировал. Что неудивительно — в выступлениях перед широкой публикой он выглядит куда менее убедительно, чем поднаторевшие в таких делах Яценюк и Тягнибок. А на острые вопросы журналистов предпочитает отвечать в основном общими фразами. И даже слишком общими.
Главная тема большинства спичей лидера УДАРа в последнее время — европейская интеграция Украины. "После смены власти мы утвердим европейские стандарты. Потому что Украина — это Европа", — заявил он вновь на Ялтинском саммите — 2013. Впрочем, о евроинтеграции сейчас много говорят почти все политики, и месседжи Кличко на общем фоне не выделяются ни эксклюзивом, ни оригинальностью.
Помимо ораторских способностей, лидеру УДАРа придется поработать над политической выдержкой. Как признался в интервью Би-би-си сам Кличко, заявление о походе на выборы президента было довольно эмоциональным. Кличко-боксер был известен своим хладнокровием, Кличко-политику пока предстоит этому научиться.
С чего начинает: возглавил партию Батькивщина
Главная задача: определиться с имиджем, решить проблему "тушек"
В отличие от Виталия Кличко, Арсений Яценюк избирался в парламент седьмого созыва, уже имея солидный политический опыт, в том числе и негативный. В частности, пребывание Арсения Петровича на посту главы предыдущей Верховной Рады длилось меньше года и запомнилось постоянными блокированиями и скандалами.
С первого дня работы нового парламента на новоизбранного главу фракции Батькивщина посыпались крупные неприятности. "У нас не будет "тушек". Я не могу допустить "тушек". Мы формировали список так, чтобы там не оказалось политических чудовищ", — в начале октября 2012-го рассказывал Яценюк в эфире популярного ток-шоу. "За то, что эти люди в списке, вина лежит лично на мне. Моя вина в том, что я поверил этим людям, которые клялись на Библии…", — ровно через два месяца, в день открытия новой Рады, комментировал он предательство депутатов Андрея и Александра Табаловых.
Табаловы оказались не последними перебежчиками — за год руководства Яценюка фракция Батькивщина уменьшилась со 100 до 90 депутатов, и этот процесс может продолжиться.
Кроме "тушек", Яценюк столкнулся с воинствующими коллегами. Многие заслуженные партийцы Батькивщины боролись против объединения своей партии с Фронтом змин под общим руководством Арсения Петровича. В начале лета, примерно за неделю до объединительного съезда бело-сердечных и фронтовиков, руководители половины областных организаций Батькивщины, в основном народные депутаты, направили Юлии Тимошенко письмо, текст которого быстро попал в СМИ. Яценюка обвинили ни много ни мало в "медленном, ползучем захвате партии Батькивщина".
"В работе фракции наблюдается серьезный уклон в сторону ведения торгов с властью, отказа от серьезных и настойчивых действий", — взывали к Тимошенко авторы письма.
Впрочем, к тому моменту Арсений Петрович уже заручился поддержкой со стороны экс-премьера, о чем та и сообщила взбунтовавшимся соратникам. В итоге восстание было подавлено в зародыше, единственный подписант письма, публично признавший его наличие и подтвердивший свою подпись под ним, Василий Кравчук, был вскоре изгнан из фракции (формальным поводом стали его голосования заодно с властью). Тогда Яценюк пообещал, что аналогичные меры будет предпринимать против любых депутатов, голосующих вопреки воле фракции. "Появятся вопросы к членам фракции — мы так же жестко будем реагировать, как отреагировали по Кравчуку", — объяснил Яценюк коллегам.
Партийному активу Батькивщины, собравшемуся на торжественный митинг в Киеве 15 июня, Яценюк был представлен в качестве главы политсовета. Слияние Батькивщины и Фронта змин сопровождалось конфликтами и не закончилось до сих пор, но Арсений Петрович смог утвердиться в новой партийной должности.
Но с точки зрения карьерных перспектив значимее все же другое достижение. Шансы Тимошенко принять участие в президентских выборах — 2015 призрачны, даже если ей позволят покинуть Украину, так как судимость и запрет занимать государственные должности вряд ли снимут. Это делает Яценюка, по сути, безальтернативным кандидатом в президенты от самой большой оппозиционной партии. Особенно если Тимошенко выразит ему свою поддержку, как в одном из писем к своим соратникам: "Мы с Арсением Яценюком — уже давно не политические конкуренты, мы — единая команда, у которой есть общие цели и воля к общей победе".
А вот с политическим имиджем Яценюк так и не определился. Вероятно, чтобы придать своему образу большую мужественность, он прекратил бриться. "Яценюк вступил в Батькивщину, а там Турчинов уже довольно давно не бреется. Возможно, это у них такая фракционная солидарность", — иронизировал как-то Виталий Кличко. В последнее время лидер Батькивщины пытается показать свою близость к народу — то чебуреками пообедает, то в гости к селянам заедет. О среднем классе он тоже не забывает — спокойно рассказывает, как напряженным трудом заработал немалые по среднеукраинским меркам капиталы. Поиски образа уже однажды сыграли с ним злую шутку — навязанный технологами воинственный имидж на президентской кампании 2010-го лишил Яценюка существенной доли рейтинга. Очевидно, пора определиться: кто ты — солдат революции или интеллигентный, хорошо говорящий банкир.
С чего начинает: лидер мнений для националистически настроенных избирателей
Главная задача: расширить круг сторонников
Олег Тягнибок, как и Арсений Яценюк, имеет негативный опыт депутатства. Скандальную речь на горе Яворына в 2004-м он произнес, будучи депутатом ВР IV созыва. После высказываний о "москальско-жидовской мафии" Тягнибока исключили из блока Наша Украина, на пару лет погрузив в небытие.
В парламент VII созыва Тягнибок вернулся уже намного более респектабельным политиком, но не отказался от методов "прямого действия".
Свой первый день в парламенте свободовцы во главе с их лидером провели феерично: выгнали из зала "тушек" Табаловых, спилили забор вокруг парламента, вынесли входную дверь в Раду, заблокировали трибуну, протестуя против создания фракции КПУ. "У нас бы "тушки" Табаловы давно оказались в реанимации", — в разговоре с Фокусом заметил тогда свободовец Андрей Ильенко.
Появления "тушек" в своей фракции Тягнибок действительно не допустил. Но похвастать другими большими успехами тоже не может. Проработав год в тесном союзе с Кличко и Яценюком, лидер Свободы немного подрастерял самобытность, что и отразилось на его личном рейтинге.
Настоящим подарком для него могла стать организованная регионалами кампания по "борьбе с фашизмом". Тягнибок получил возможность собрать вокруг себя патриотически настроенный электорат. Собственно, он и пытался это сделать.
"В понимании Партии регионов, фашист — это тот, кто разговаривает по-украински, выступает против воровства, заставляет их голосовать персонально в парламенте. Политика регионалов — вот настоящий фашизм!" — заявил Тягнибок во время акции "Вставай, Украина!" в электоральном сердце регионалов — Донецке. В таком же духе были его выступления и в других городах страны. Но избиратель Тягнибока не услышал — вероятно, данный месседж оказался слишком сложным.
Лидеру Свободы придется сосредоточиться на расширении числа сторонников. Для этого хотя бы временно необходимо смягчить особо радикальные пункты программы и запретить соратникам проявлять инициативу по заведомо спорным вопросам, например, не предлагать запретить аборты или усыновление детей иностранцами.
Но на такие предложения ответ Тягнибока неизменен: "Мы такие, какие мы есть! За нас потому и голосовали". Но будут ли и дальше голосовать и подрастет ли число его сторонников в результате такой прямолинейной последовательности — вот риторический вопрос, ответ на который предстоит осознать лидеру Свободы в ближайший год.
Не забыть про Януковича
Очевидно, что к началу взаимной борьбы три оппозиционных лидера подходят с разными целями и стартовыми условиями. Однако всех их объединяет одно весьма спорное утверждение: дескать, любой из них победит Виктора Януковича во втором туре выборов.
Это не так. Во-первых, не все социсследования показывают именно такую тенденцию. Во-вторых, рейтинг — вещь изменчивая, а до выборов почти полтора года. В-третьих, одного лишь рейтинга для победы недостаточно. "У Януковича есть резервы и ресурсы, в том числе партия и кадры. Победить не так просто, как обещать. Оппозиция говорит, что, мол, любой оппозиционер победит Януковича, но это пустые слова", — заметил в разговоре с Фокусом первый президент Украины Леонид Кравчук.
Если тезис о победе оппозиции во втором туре все-таки принять на веру, приходишь к такому выводу: главным врагом каждого оппозиционера является не действующий президент, а соратники по ту же сторону баррикад. Значит, все силы надо бросить на передел оппозиционного электората в свою пользу, преуспеть в этом — и победа будет в кармане.
Такая логика губительна для оппозиции. То, как ее нынешние лидеры и их команды критикуют друг друга публично и строят козни за кулисами, можно было наблюдать во время последних выборов в парламент. И провластная команда, играя на раскол оппозиции, конечно, будет использовать эту слабость, собственно, уже начала.
"Я не представляю, Арсений Петрович, как вы смоете со своей репутации это пятно, которое вы своими же руками поставили", — прокомментировала инцидент с "поправкой Кличко" регионалка Анна Герман, выступив в поддержку права Кличко баллотироваться. Регионалы защищают Кличко от Яценюка — одно лишь это утверждение может внести сумятицу в умы оппозиционных избирателей. Взаимная критика и обвинения эту неразбериху только преумножат и могут вообще отбить желание идти на выборы.
А ведь кампания по-настоящему только начинается, и подобных подстав, настоящих или мнимых, будет еще много. Поэтому Виталий Кличко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок в борьбе за голоса оппозиционного электората должны помнить, кто их главный оппонент и зачем они вообще идут на выборы.
Милан Лелич, Фокус