Чужая земля. Кто владеет особняками в Ялтинском заповеднике
Общенациональные земли Ялтинского заповедника раздают под дачи правительственным чиновникам и генпрокурорам. Узаконить передел может президентский указ
Сколько стоит президентский указ? С канцелярской точки зрения — копейки, а с коммерческой — полмиллиарда долларов. Примерно столько, по подсчетам Фокуса, можно выручить за продажу 712 га прибрежной земли Южного берега Крыма, которую планируют исключить из состава Ялтинского горно-лесного природного заповедника. Уже подготовлен соответствующий проект указа президента, копией которого владеет Фокус, документ проходит последние согласования в профильных министерствах и ведомствах.
Лишить статуса заповедника предполагается самые ликвидные участки в районе Большой Ялты, расположенные ниже автомобильной трассы, то есть рядом с морем. Стоимость сотки здесь колеблется от $3 тыс. до $20 тыс. в зависимости от инфраструктуры и близости воды.
За последнее десятилетие, по данным экологической группы "Печенеги", в ялтинском заповедном лесу захвачено свыше 100 га земель. По словам председателя Гражданского комитета Большой Ялты Григория Тараненко, практически все хозяева бесценных участков узаконили статус собственников, получив на руки госакт на землю. В судах свыше сотни исков, счет уголовных дел, открытых по фактам захвата и самовольного строительства, давно пошел на десятки. Но земли не возвращаются — то суды затягиваются, то дела теряются.
Это не удивляет бывшего директора ГП "Крымгеоинформатика" Главного управления картографии, геодезии и кадастра Галину Минаеву, которая консультирует СБУ по земельным вопросам. Причина пассивности соответствующих органов кроется в новых формальных собственниках земель. По словам эксперта, свыше пятисот участков на территории заповедника площадью от 3 до 10 соток уже зарегистрированы в кадастровом центре, а в реестре собственников значится армия чиновников, народных депутатов, силовиков и работников Генпрокуратуры. На прибрежных склонах Большой Ялты по соседству спокойно уживаются представители власти и оппозиции, члены действующего правительства и их предшественники.
Впрочем, у Михаила Эдельберга, директора ялтинского Института экологии, землеустройства и проектирования, своя версия застройки охраняемых земель. Он утверждает, что отрезанные Кучмой земли остались нетронутыми. В 2003–2004 годах он разрабатывал документацию по установлению границ заповедной территории. "Мы инвентаризировали фактически охраняемые границы заповедника и выяснили, что в этих границах площадь больше, чем числится по документам, на 600–700 га", — рассказывает он. Тогда материалы согласовали со всеми службами, но они так и не были окончательно утверждены, соответственно, заповедник остался без госакта. Впоследствии многие службы, включая поселковые советы, пользовались этими материалами при установке границ. Спустя какое-то время концепция изменилась, в ход пошли лесоустроительные карты, которые превратились в аналог госакта. Путаница с документами привела к тому, что заповедная территория, примыкающая к населенным пунктам, выделялась местными советами под застройку.
Земельный заработок
Директор Ялтинского горно-лесного заповедника Владимир Капитонов не раз получал непристойные предложения. Они были связаны с выведением природоохранных земель из-под юрисдикции заповедника с дальнейшей перепродажей частникам. "Предложения поступали, но до обсуждения сумм не доходило. Я землей не торгую, особенно заповедной", — уверяет Капитонов.
Тем не менее особняки, отели и закрытые коттеджные поселки на заповедных землях растут как на дрожжах. Секрет прост: территория заповедника не имеет четко установленных границ. У лесников свои карты с контурами охраняемой площади, у земельщиков — свои. На разнице между лесоустроительными картами и схемами землепользования играют поселковые и городские советы ЮБК. Они, манипулируя картографическими документами, своими решениями расширяют границы за счет заповедных земель, хотя изъятие территорий заповедников входит в компетенцию президента. Затем оформляется землеотвод частным лицам, и вскоре появляются усадьбы и базы отдыха. "Все поссоветы Большой Ялты замараны в этом. Нет ни одного совета, незаконно не выделившего земли в заповеднике под частные нужды", — говорит бывший председатель Верховного Совета Крыма Леонид Грач. По одной из версий следствия, убийство мэра Симеиза Кирилла Костенко могло быть связано с дерибаном земель общенационального заповедника, граничащего с землями поселкового совета.
В мае 2013-го 122 эколога направили открытое обращение к президенту, премьеру и крымскому прокурору с требованием остановить масштабное разворовывание земель. По их данным, горсовет Алупки уже утвердил более 50 проектов землеотводов частным лицам на территории заповедника, 100 га земли переданы в частную собственность (рыночная стоимость, по подсчетам Фокуса, превышает $50 млн). А Ялтинский горсовет в конце прошлого года решил включить в свою территорию 400 га заповедника (около $200 млн. — Фокус), где обещают построить горнолыжный курорт. Благодаря таким схемам, говорит председатель группы "Печенеги" Сергей Шапаренко, в районе горы Ай-Петри уже вырос коттеджный городок. "Фактически незаконное утверждение городскими советами Ялты и Алупки "новых" границ заповедника закладывает основу для окончательного изъятия из него более 1000 га", — говорится в публичном обращении экологов.
Пока экологи ошиблись на 300 гектаров. Согласно проекту президентского указа, забрать планируют 712 га земель заповедника якобы для прокладки газопровода. Взамен обещают добавить 3,5 тыс. га вглубь полуострова за счет Куйбышевского лесхоза. Другими словами, предполагается расширить границы заповедника с 14,5 тыс. га до 17,3 тыс. га за счет дешевых земель, отрезав высоколиквидный кусок южной территории. Григорий Тараненко утверждает, что проект прокладки газопровода Ялта — Форос — Севастополь "съедает" лишь 50 га заповедника, а оставшаяся территория выводится из природоохранной зоны для легализации ранее незаконно отведенных земель. И не только их: председатель Совмина Крыма Анатолий Могилев признался, что эта территория может быть застроена отелями и пансионатами, так как "много предложений от туроператоров и сетей гостиниц", а земли не хватает.
Непростые люди
Кому раньше были отведены участки на территории общенационального фонда, знает Михаила Эдельберг. Он в рамках предстоящего изменения границ (на что из госбюджета выделили 1,7 млн грн.) работал над созданием сводной кадастровой карты собственников земли на территории заповедника. В беседе с Фокусом Эдельберг подтвердил, что институт владеет данными по застройщикам на территории заповедника. Но называть фамилии не решился, ссылаясь на очередное уголовное производство, открытое на этот раз в августе СБУ. В Службе безопасности подтвердили, что по фактам нарушений, связанных с заповедной землей, проводится досудебное следствие. Но разглашать сведения не считают целесообразным.
Словоохотливее Галина Минаева. По ее словам, в процессе земельной инвентаризации, проводимой Институтом экологии, землеустройства и проектирования, выявлено 670 объектов, построенных на общегосударственных землях заповедника.
Генпрокурор Виктор Пшонка, кстати, не скрывает, что любит отдыхать на полуострове, а его бывший коллега Святослав Пискун полгода назад в интервью Фокусу признался, что владеет домом в Крыму. К тому же фамилия Пискуна, по словам члена правления ассоциации "Экология и мир" Андрея Артова, значится в материалах крымского филиала госпредприятия "Центр заповедного дела Минприроды". В 2006 году это предприятие проводило работу по обоснованию границ заповедника.
Детальная документация, связанная с застройкой заповедника и предстоящим изменением границ, засекречена. В ответе Администрации президента на запрос Фокуса лишь сказано, что в профильных подразделениях сейчас проводится анализ проекта президентского указа. В экологической группе "Печенеги" такую секретность объясняют тем, что обосновать необходимость проведения любых работ за счет земель заповедника практически невозможно. Не имея законных оснований на собственность, владельцы участков все же пытаются узаконить свои владения. Один из способов укрепить позицию собственника — лишить землю статуса природно-заповедного фонда. Поэтому и нужен именно президентский указ.
Укромное место
Кто еще из чиновников и депутатов владеет собственностью
на спорных территориях в Крыму
Из-за отсутствия документов на землю Никитский ботанический сад лишился до 8,5 га территории, прилегающей к морю. В 2001 году Массандровский поссовет передал в аренду пляжные земли ботсада якобы для реконструкции пляжных сооружений. Спустя два года участок продали частной компании "Консоль", которую связывают с нынешним председателем Верховного Совета Крыма Владимиром Константиновым. В итоге, по данным программы "Гроші", особняки там построили бывший премьер Крыма Сергей Куницын, экс-премьер Валерий Пустовойтенко, бывший прокурор Крыма Виктор Шемчук, а также опальный политик-миллионер Валерий Хорошковский, уже продавший свой дом. Частые гости в тех местах экс-министр обороны Александр Кузьмук и депутат-оппозиционер Геннадий Москаль. Крымский политик Леонид Грач добавляет к этому списку народного депутата Виталину Дзоз, а бывший директор ГП "Крымгеоинформатика" Главного управления картографии, геодезии и кадастра Галина Минаева говорит, что дом там построила и дочь второго президента Украины Леонида Кучмы.
Дмитрий Орлов, Фокус