Депутат ПР Олийнык: "Выборы состоятся через полтора года. Нужно подождать"
Один из главных спикеров Партии регионов — народный депутат Владимир Олийнык рассказал Фокусу об условиях, на которых власть готова пойти на переговоры с оппозицией
Какие выходы из политического кризиса вы видите?
Только переговоры. Наработка общей программы, дорожной карты, по которой надо двигаться. Пусть все стороны выскажут свои пожелания.
В каком формате?
К переговорам надо привлечь и лидеров оппозиции, и лидеров общественных организаций, которые представлены на Майдане, тех же студентов и афганцев.
Какие условия для начала переговоров у власти?
Каждая сторона должна определиться со своей целью. Если у оппозиции ею является подписание соглашения об ассоциации, то требовать отставки Виктора Януковича бессмысленно. Даже президент Польши заявил, мол, если вы хотите отправить президента в отставку, то до апреля вообще ничего не подпишете, а потом в ЕС будут выборы. Если же оппозиция заинтересована в приходе к власти, то это не совпадает с основными требованиями Майдана.
Почему? Среди конкретных политических требований, с которыми вышли люди, была отставка президента.
Киев — это не столица оппозиции, это столица всей страны. Сколько в воскресенье было людей на Майдане?
По самым скромным подсчетам, не менее полумиллиона.
Но это лишь часть Украины. Оппозиционеры выходят на трибуну и говорят: "Вы — народ, вы — источник власти!" Но есть два механизма реализации народовластия: выборы и референдум. Когда какая-то часть Украины за что-то выступает, это не означает, что того же требует вся страна.
Переговоры возможны
Вернемся к теме переговоров. Почему они начались так поздно?
Не совсем так. Были многочисленные обращения народных депутатов, главы Верховной Рады и так далее. Но представители оппозиции заявили: "Да кто такой Рыбак?" (спикер парламента. — Фокус). Так переговоры не ведутся.
Оппозиция поставила предварительные условия: освобождение задержанных активистов, увольнение главы МВД, наказание правоохранителей, которые избили мирных демонстрантов. Вы готовы их выполнить?
Опять-таки, так переговоры не ведутся. Надо сесть за круглый стол. Оппозиция выставит свои условия. Власть тоже наверняка поставит условия: разблокировать улицы и правительственные помещения. Стороны могут договориться, что они выполнят эти условия одновременно, и вся страна сможет это проконтролировать в прямом телеэфире.
Какие требования может выдвинуть власть?
Можно вернуться к "нулевому варианту". Можно пойти на политическую и правовую амнистию. Власть должна привлечь к ответственности всех, кто избил мирных демонстрантов. А также тех, кто нападал на милицию, и тех, кто захватывал помещения. Потому я предлагаю такой вариант: пусть стороны создадут депутатскую комиссию и публично расследуют все — от первого момента до последнего. Ведь если смотреть на события 30 ноября, возникает вопрос: кому это было выгодно?
И кому же?
Президенту — очевидно нет. А оппозиция получила прямой толчок к революции! Но я не хотел бы говорить, что она это спровоцировала. Однако есть страны, напрямую заинтересованные в том, чтобы ситуация в Украине обострилась.
Какие?
Те страны, которые заинтересованы, чтобы Украина выбрала определенный вектор развития.
Вы говорите о странах Запада или о России?
Чтобы что-то утверждать, я должен иметь доказательства. Но, очевидно, существуют силы, которые хотели бы подлить масла в огонь. Впрочем, и оппозиция себя повела странно. Ее лидеры не остались в ту ночь на Майдане (в ночь с 29 на 30 ноября, когда "Беркут" разогнал студентов. — Фокус). Возможно, они создали условия, чтобы такая провокация сработала.
Закон силы
Как могут начаться или идти переговоры, если власть использует силовой вариант решения ситуации?
Когда оппозиция заявила о "расширении Майдана" и, по сути, начала блокировать государственные учреждения, как должна была действовать власть? Что бы делали в Германии, Франции, Италии? Обеспечили бы функционирование органов власти. Все было проведено правовым путем, никто не применял спецсредства, милиция спокойно оттеснила протестующих и разобрала баррикады.
Как далеко милиция готова "оттеснять"? Она уже фактически попыталась освободить занятые на Крещатике здания.
Надо прислушаться к европейским послам, которые сказали четко: не захватывайте помещений, этим вы дискредитируете мирные акции. Если есть решение суда, оно должно быть выполнено. Точка. Большевизма тут быть не должно. Представители Запада на каждой встрече говорят нам: сообщите оппозиции, что, в отличие от 2004 года, они сейчас проводят неконституционные мероприятия.
Лидеры оппозиции должны ответить за это?
Если их призывы содержат признаки преступления, ответственность должна наступить. Одно дело сказать: "Людям нужно где-то погреться" и другое: "Захватывайте такое-то помещение". Ответ на этот вопрос должны дать юристы.
Вы тоже профессиональный юрист, дайте ответ.
Я расскажу про один эпизод. По телевидению я услышал, как один из депутатов от Батькивщины рассказывает: "Я нашел автомобиль для того, чтобы заблокировать улицу". Тут есть признаки правонарушения. Какого именно — должны определять соответствующие органы. Одним из общих признаков революции является непризнание Конституции и законов. Цель оправдывает средства. Но в правовом государстве цель должна достигаться только правовыми средствами.
Отставок и досрочных выборов не будет
На Майдане как раз и говорят, что правового государства у нас нет.
Тогда получается, что если нынешняя оппозиция придет к власти, то новые оппозиционеры получат право действовать такими же методами. Этому когда-нибудь наступит конец?! Принцип "око за око, зуб за зуб" неприемлем. Приведу пример: оппозиция требует досрочных выборов президента. Но для этого должны быть правовые основания. Согласно закону, выборы состоятся примерно через полтора года. Значит, нужно подождать — это будет европейский, правовой путь.
То есть власть не готова на политические уступки касательно досрочных выборов?
У нас уже были досрочные выборы в 2007 году. Чем они закончились? Подписанием газового соглашения, падением курса гривны. Упаси Господи, чтобы такое повторилось!
А на формирование "правительства национального согласия" или "технического правительства" вы готовы пойти?
Правительство получило вотум доверия от парламента. Оппозиция говорит о каком-то "техническом правительстве". Но я не вижу профессионалов среди оппозиционеров. Если такое правительство — это лишь попытка трудоустроить отдельных политиков, то я против. Если же будет названа какая-то авторитетная кандидатура, которая предложит эффективные решения, например, в сфере экономики, это можно обсуждать. Но оппозиционные политики уже показывали себя во власти, и мы увидели, какие из них профессионалы. Тем более за год с лишним до президентских выборов.
Вы готовы идти на переговоры со всеми представителями оппозиции?
Позиция власти такова: кому-то может не нравиться, скажем, Свобода, но ее поддержала часть украинского народа. Поэтому мы хотим и готовы говорить со всеми. У Партии регионов врагов нет, у нас могут быть только оппоненты.
Милан Лелич, Фокус