Александр Третьяков: Обстановку разрядят досрочные выборы Рады и Президента в этом году

Первый помощник президента (2005-й год), депутат Верховной Рады 4-6-го созывов, а ныне один из лидеров Гражданской Инициативы "Третья Украинская Республика" Александр Третьяков относится к числу тех политиков, которые на трибуну лишний раз предпочитают не лезть. Что, впрочем, не мешает политику занимать активную позицию ипостоянно пребывать в эпицентре главных событий в жизни страны, на Майдане

Related video

Третьяков не является сторонником радикального пути, но считает, что у любых переговоров должны быть временные рамки. По мнению политика, нужно использовать все возможные методы переговорной дипломатии. "Но для этого нужны опытные переговорщики", - говорит он.

О том, кто должен вести переговоры с властью, а также о способах разрешения затянувшегося политического кризиса в Украине Третьяков пообщался с нашим корреспондентом в период очередного политического затишья, которое он сам называет "попыткой власти "заговорить" проблему".

Как вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию в стране?

Знаете, размышляя о том, что сейчас происходит в стране, сразу вспоминаю предвыборную кампанию Януковича с ее лозунгами о стабильности. Я бы очень не хотел такой "стабильности", которую организовала нынешняя власть.

Буду откровенен, я не испытываю оптимизма, наблюдая за тем, что сейчас происходит в украинской политике. Даже видя возросшую активностьзападных политиков и дипломатов в разрешении ситуации. Как могут все эти переговоры, внутреннее и внешнее давление, повлиять на диктатора, которые уже неоднократно доказал свою непоследовательность?

Логика его действий на всем протяжении президентства проста и очевидна: он завоевал эту территорию. Подчеркиваю, именно территорию, ведь Янукович не относится к Украине, как к государству. Поэтому все его действия и решения укладываются в эту простую логику: мы завоеватели,здесь все наше, а люди, населяющие эту территорию - наши рабы.

В чем основная причина того, что власть и оппозиция не могут договориться о конкретных выходах из политического кризиса? Влияют ли на это личные президентские амбиции практически всех участников переговоров?

Основная сложность в том, что Янукович не воспринимает троих лидеров парламентской оппозиции всерьез. Кроме того, очевидно, что политические амбиции в данный момент мешают всем сторонам процесса.

Я убежден, что нужны другие переговорщики. Ими должны стать люди, обладающие опытом реальной политики и исторической памятью. Существует такое известное выражение: вначале говорят дипломаты, а уж потом – пушки. Считаю, что дипломатам-переговорщикам нужно пройти весь путь, испить всю эту чашу целиком. Но при этом у переговоров должны быть временные рамки.

Кто бы это мог быть?

Среди опытных политиков, которые бы существенно помогли переговорам, могу назвать Юрия Луценко, Александра Турчинова, Романа Безсмертного, одного из лучших украинских конституционалистов Виктора Мусияку. Признаться,меня удивляет то, что они до сих пор в этих переговорах не участвуют.

В последнее время не устаю говорить о том, что украинское общество само захотело видеть молодых политиков во главе оппозиционного движения, и в итоге их получило. Теперь на переговорах с властью оппозицию представляют люди, мягко говоря, без переговорного опыта. А Украине тем временем приходиться платить очень высокую цену за их обучение в "боевых" условиях.

За все время Майдана практически не звучала фамилия Тимошенко. Теперь же о ней вновь начали вспоминать, в частности европейские политики.Да и сама Юлия Владимировна после длительного молчания недавно напомнила о себе. Как вы считаете, ее освобождение помогло бы разрешить политический кризис в стране?

Юлия Владимировна давно заявила свою позициюо том, что единый кандидат на президентских выборах не нужен. Теперь, судя по сообщениям в СМИ, в своем письме к депутатам "Батькивщины" уже выступает и против возврата Конституции 2004-го года.

Честно говоря, я хотел бы все-таки услышать ее личное заявление и аргументацию, почему возвращаться к Конституции 2004-го года не нужно, а не переданное письмо. Да, нужно признать, что Конституция 2004-го года действительно несовершенна. Но ее главный плюс в том, что она забирает абсолютные полномочия у президента. Как минимум, министры и глава СБУ будут назначаться через парламент.

И в нынешней ситуации очень важно, чтобы кандидатуры на должности глав МВД и СБУ не доставализ рукава президент по принципу "клятвы на крови". Им придется придти в Верховную Раду, публично заявить о своих планах на этом посту, взять на себя определенные обязательства. Поэтому Конституция 2004-го года необходима, как переходной этап, чтобы успокоить ситуацию в обществе.

Если говорить о возврате к Конституции 2004-го года, то в данный момент существует два основных подхода к разрешению этого вопроса. Оппозиция выступает за краткий, "парламентский" путь, который предполагает простое голосование большинством.Коммунисты и часть регионалов выступают за длинный путь – создание соответствующей комиссии или даже через референдум. Можете спрогнозировать, как все-таки будет решаться этот вопрос?

Если какая-либо политическая сила предлагает длинный путь разрешения острой проблемы, это означает, что тему хотят "заговорить" и ничего не сделать. Есть такой политический афоризм: "Если хотите завалить процесс – нужно создать комиссию". Поэтому единственный способ разрядить ситуацию, это вернуться к Конституции 2004-го года, после которой должны состояться досрочные выбора нового парламента и президента. Пусть политики состязаются на выборах. Кто получит доверие избирателей, тот и прав.

Можно ли спрогнозировать, что в ближайшее время в парламенте сформируется устойчивое большинство для позитивного голосования по вопросу о возврате к Конституции-2004?

Без шансов. Все разговоры о создании большинства будут иметь под собой почву, когда Партия Регионов и оппозиция придет к конкретным договоренностям и примет такое решение. Не вижу смысла собирать депутатов "потушечно". Зачем собирать предателей? Сколько раз уже на этом обжигались парламентские силы?

Лично я жду появления политика, который открыто заявит: "С тушками не работаю". И не важно, откуда они сбежали – из "Батькивщины" или Партии Регионов.

Почему в обществе сложилось мнение, что "тушка" из стана бютовцев - это плохо, а из стана "регионалов" – сразу герой? Если ты выходишь из фракции, тогда, будь добр, пиши заявление и складывай депутатский мандат. Это было бы честно, ведь ты прошел по списку.

Вспомните хотя бы времена, когда Тимошенко набрала в список предателей и сказала, что будет их перевоспитывать. Чем закончилось это перевоспитание? Когда она проиграла выборы, все эти люди дружными рядами перекинулись к регионалам. Поощрять предательство категорически нельзя. Давайте закончим с этим позорным явлением раз и навсегда. А то снова увидим очередного "Азарова в оранжевом шарфике на сцене Майдана", как это было в 2004-м году.

Место Сергея Левочкина на посту главы АП занял Андрей Клюев. Как это назначение повлияло на расстановку сил во власти и какой эффект произвело на взаимоотношения между властью и оппозицией?

В выборе между группами влияния, к примеру, условными "донецкими" и группой Фирташа-Левочкина, Янукович всегда выберет первых. Это объясняется тем, что его базовый электорат живет на Донбассе. Поэтому в критический момент всегда будет побеждать эта простая логика. Для Януковича Клюев понятный, "свой", они всю жизнь проработали вместе, начиная еще с Донецкой облгосадминистрации.

С одной стороны после назначения Клюева начался переговорный процесс, а также были отменены драконовские законы 16 января. С другой стороны уже при нем появился абсурдный закон об амнистии, подразумевающий "обмен пленных на здания", людей на кирпичи.

По вашему мнению, насколько обоснованы слухи о том, что Клюев возглавит Кабмин, а Захарченко займет должность секретаря СНБО?

У меня создалось ощущение, что Янукович, в принципе, готов к досрочным выборам и президента, и парламента. Поэтому, если исходить из таких позиций, то на должность главы правительства он поставит того, кто потом возглавит список Партии Регионов на выборах.

Вряд ли это будет Арбузов, поскольку слишком многие регионалы не примут эту кандидатуру. Если руководствоваться исключительно логикой, то этот пост вполне может занять Андрей Клюев.Назначение Захарченко в СНБО также вполне бы соответствовало логике действий Януковича.

Но такой сценарий развития событий сложно назвать компромиссом с оппозицией…

Если президент хочет достичь компромисса, то Кабмин должен возглавить человек и не из властной обоймы, и не от оппозиции. Он должен совершенно нейтральным, и публично заявить о том, что не пойдет на президентские выборы. И идет в правительство исключительно с целью стабилизации ситуации в экономике страны.

Кроме того, считаю, что освободившийся пост главы МВД должен возглавить гражданский человек, не имеющий связей с нынешней милицией, который сможет начать глубинную реформу правоохранительной сферы. Во-первых, милицию нужно переименовать в полицию. Во-вторых, расформировать ее и инициировать новый набор сотрудников, подразумевающий под собой обязательную переаттестацию. "Карфаген должен быть разрушен". Нам нужны правоохранительные, а не карательные органы. Уроки последних двух месяцев мы должны выучить на всю жизнь. К примеру, в Европе силовые ведомства часто возглавляют женщины. Не исключаю, что такую практику нужно перенять и Украине. Женщина никогда не отдаст приказа стрелять в детей. Но, подчеркиваю, все это нужно делать после введения в действие Конституции 2004-го года.

Каких изменений стоит ждать Киеву от назначения Макеенко главой КГГА?

Я давно знаю Макеенко, и могу точно сказать, что он не относится к категории политических "ястребов". Он современный нормальный человек, при нем не будут намеренно делать каких-то провокаций. Хотя вместе с тем он человек команды, а, следовательно, будет действовать исключительно в интересах режима.

Впрочем, основная проблема совсем не в личности нового главы КГГА, кем бы он ни был. У любого человека, которого назначили на эту должность, в сознании киевлян будет нулевой уровень легитимности. И что бы он не делал, будет отторгаться киевской громадой. Именно поэтому в столице нужно провести выборы. Жители столицы должны сами определиться, кого они хотят видеть во главе города.

Все чаще политики из провластных сил говорят о федерализации. По вашему мнению, кому выгодно разыгрывать эту карту и какие шансы на реализацию такого сценария?

Любая федерализация приведет к появлению удельных княжеств на местах. За примерами далеко ходить не надо. Мы же прекрасно помним, какой была федеральная Россия. В итоге Путин убрал выборность губернаторов. Россия прошла этот путь и поняла, что он ошибочный. Зачем наступать на те же грабли?
А относительно того, кому это выгодно…Знаете, России всегда будет выгодно, чтобы Украина была слабой. Ведь сильная Украина стала бы примером для российских граждан, что можно жить по-другому. В итоге это может стать огромной проблемой для существующей в России системы власти. Чем слабее государство, тем проще с ним разбираться. Принцип "разделяй и властвуй" еще никто не отменял. И вот эта попытка вновь запустить сценарий федерализации прямо соответствует такому принципу. Цель дробления и поглощения Украины при воплощении такого сценария очевидна.

За последнее время в украинской политике появилось две новых силы-антипода: Правый сектор и Украинский фронт. Как вы прокомментируете это?

Когда я смотрю на то, что делает Добкин, у меня возникает чувство, что в политическом смысле он уже "похоронил" Януковича. И теперь хочет стать новым лидером Юго-Востока. Но лично мне кажется, что это фальстарт – он слишком рано и слишком рьяно занялся самопиаром. Все эти футболочки с надписью "Беркут", позирование в амуниции Внутренних войск – типичный провинциальный популизм.

Что касается "Правого Сектора", то глубоко убежден, что если бы не их в какой-то мере радикальные действия, переговоров вообще могло не быть. А политические перспективы этой организации напрямую зависит от того какой в дальнейшем будет ситуация в стране.

Есть ли у лидера "Третьей Украинской Республики"Юрия Луценко политические амбиции в ближайшей перспективе?

В политике крайне важно быть понятным и прогнозируемым для избирателя. Вот Луценко я как раз считаю прогнозируемым политиком. Он никогда не пойдет на какие-то кулуарные договоренности с властью. К нему ярлык непоследовательного политика пришить невозможно.К примеру, почему мы сейчас наблюдаем катастрофическое падение рейтинга Яценюка? Потому что общество не верит, что он тайно не ходит и не договаривается с властью о каких-то своих личных интересах.

В Луценко же на этот счет можно быть стопроцентно уверенным.Знаете, у Юрия Витальевича есть такая черта (до сих пор не могу решить, хорошая она или плохая) - он что думает, то и говорит. Он свято верит во все, что декларирует, и не прячется под масками.

Собираетесь ли вы со своими соратниками основать на базе общественной инициативы политическую партию с прицелом на парламентские выборы?

Я думаю, что этот процесс неминуем, и он начнется в ближайшее время. На сегодняшний день большое количество людей разочаровалось в действующих лидерах парламентской оппозиции. Они спрашивают:Скажите, за кем нам идти?

Именно эти разочаровавшиеся люди могут поддержать новую партию. А задача Луценко состоит в том, чтобы убедить их придти на выборы и проголосовать за оппозиционного кандидата в президенты. Очень важномобилизировать весь протестный электорат.

А в дальнейшей перспективе ужеможно развиваться в рамках здоровой конкуренции между политическими силами – это вполне нормально. Ведь у нас в любом случае не будет двухпартийной системы, как например в США. Для Украины вполне естественной является многопартийная модель, как в европейских странах.

Не исключено, что в дальнейшем можно будет вести переговоры и об объединении с другими политическими силами, например, с партией Виталия Кличко. И тогда люди, которые пойдут за Луценко, будут точно знать, что в этой политической силе есть их представители,которые выражают их точку зрения и защищают их интересы. Но это уже следующий этап.

Украина, по мнению многих экспертов, в том числе и зарубежных, в очередной раз оказалась в эпицентре столкновения интересов России и Запада, в том числе и сугубо экономических. И ей опять отведена роль объекта в международной политике – буферной зоны, территории, поделенной на сферы влияния и т.д. и т.п. Когда наша страна станет не объектом, а субъектом мировой политики?

Как говорил первый президент Украины Михаил Грушевский: "Беда Украины в том, что ею руководят те, кто ее не любит". Сейчас на территории нашей страны столкнулись не геополитические, корпоративные или какие-либо другие интересы. Основная суть этого противостояния в том, что идет борьба между демократией и старой постсоветской тиранией. Именно поэтому к событиям в нашей стране приковано внимание всего мира.

Можете воспринимать это как шутку, но если соединить бело-голубой партийный флаг регионалов и красный - коммунистов, то получится российский триколор. А в независимой Украине это недопустимо.

Андрей Кондратенко