Михаил Касьянов: Кремль продолжит атаковать Украину
Об очевидностях внешней политики Кремля, неочевидных для президента РФ Владимира Путина, Фокусу рассказал российский оппозиционер Михаил Касьянов
Как выглядит ситуация в Украине и Крыму глазами официальной Москвы — об этом на пресс-конференции 4 марта всему миру рассказал лидер РФ Владимир Путин. Как смотрят на те же события оппоненты Кремля, Фокус выяснил буквально через пару минут после окончания беседы Путина с журналистами, дозвонившись до Михаила Касьянова. Он хорошо знаком с Путиным. И, что удивительно для современных российских политиков, готов говорить о нем и его политике откровенно.
Какое у вас, представителя российской оппозиции, отношение к происходящему в Крыму и в целом в Украине?
Очевидно, что украинский народ взял ситуацию в стране в свои руки и готовится к выборам нового президента. И то, что в эти события вмешиваются российские власти, мягко говоря, неприемлемо. Аргументация, которую приводит Владимир Путин для того, чтобы получить согласие на ввод войск на территорию Украины, не выдерживает критики, поскольку никакой угрозы жизни граждан, проживающих в Крыму или в восточных регионах, нет. Для нас это ясно как божий день.
Как вы считаете, зачем Путину развязывать конфликт такого уровня сразу после Олимпиады, которая принесла России имиджевые дивиденды? Какие цели он преследует?
Он понимает, что нынешняя украинская власть еще слаба. Пока не прошли выборы и новая власть окончательно не сформирована, его первое горячее желание — расшатать ситуацию в Украине. Цель — поиграть "военными мускулами", а далее продвигать свои политические интересы в вашей стране. Более того, в Крыму есть так называемые пророссийские силы, а я бы сказал — силы, которыми движет советская ментальность. Мне как россиянину видно, что эти люди — приверженцы именно советской идеологии, а никакой не российской. Так вот, если они ранее говорили о расширении автономного статуса Крыма в составе Украины, то теперь заявляют вообще о перемене статуса с автономного на государственный, то есть желают стать независимой страной. Это абсолютно провокационные действия. Российская Федерация не вправе поддерживать эти мнения, даже эмоционально, даже неофициально, поскольку РФ выступает одним из гарантов территориальной целостности Украины. В этом и заключается противоречие поведения президента РФ, его конфуз и попросту авантюризм. Но, как в любой авантюрной игре, его величество случай в виде непредвиденной реакции мирового сообщества перемешал ему карты — видно, что события развиваются не по плану Путина.
Возможен ли вариант, при котором войска вернутся в казармы и конфликт будет исчерпан? Или глава Кремля продолжит атаковать Украину, но будет делать это изощреннее?
Думаю, что будет продолжать. В более умеренной, изощренной форме. Это человек, который не любит, когда его загоняют в угол без права на маневр. Он почти никогда публично не отступает. Путин считает Украину недогосударством, как бы страной-эмбрионом. У меня лично были с ним разногласия по этому поводу, когда мы вместе работали. Это главная беда нынешнего руководства России: они не признают и не хотят признавать Украину как состоявшееся, независимое государство. И все ошибки от этого.
Почему Кремль приютил президента Виктора Януковича?
Украинский экс-лидер нужен Кремлю для оправдания своих действий. Виктор Янукович своими письмами и общением с журналистами придает спецоперациям Путина некую легитимность, видимость законности.
Путин легкомысленно отреагировал на сообщения западных стран, отказывающихся от участия в саммите G8, который запланирован на июнь в Сочи: мол, не хотят —
пусть не едут. Что это означает для России?
Быть в рамках Большой восьмерки престижно и важно. Это собрание самых влиятельных стран мира. Вне ее — маргинальные и откровенно диктаторские державы. Не Путин добился того, чтобы РФ вошла в G8, это было сделано до его правления. Нас приняли туда неким авансом, чтобы когда-то мы стали полноценной цивилизованной страной. Но своими действиями нынешний президент фактически растаптывает задекларированные демократические нормы. А когда заявляет, что, мол, ну и что, не будем мы находиться в G8, — это признание в том, что и в дальнейшем Путин не собирается уважать международные нормы.
Если предположить, что напряженные отношения между Россией и западными странами дойдут до экономической блокады, сможет ли РФ существовать в таких условиях?
Я не считаю, что до этого дойдет. Последние заявления Путина говорят о том, что уровень жесткости намерений спал, разум начал просвечиваться среди слов. Реакция западных стран помогла ему прийти в чувство.
На фоне конфликта в Крыму обвалились акции российских компаний. Оценочно компании потеряли до 2 трлн рублей, что выше затрат на сочинскую Олимпиаду. В тот же день девальвировал рубль. Какова позиция крупного национального бизнеса в отношении военного конфликта?
Положение, в котором сейчас находится российское общество, приводит к тому, что люди боятся высказывать свое мнение по отношению к властям. Тем более бизнесмены, которым есть что терять. Молчание для них в этом случае — большее золото, чем открытое высказывание. Они будут молчать до конца.
Максим Бутченко, Фокус